По словам высокопоставленного чиновника и двух законодателей правящей коалиции, правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана ищет способы ограничить влияние Конституционного суда Турции в связи с постановлениями об освобождении заключенного в тюрьму оппозиционного парламентария.
Согласно источникам, Эрдоган и его союзники обеспокоены влиянием, которым обладает суд, особенно из-за его «отдельных решений».
Администрация Эрдогана и Министерство юстиции не ответили на запросы Reuters о комментариях.
Высокопоставленный турецкий чиновник, который, как и два других источника, пожелал остаться анонимным, заявил, что суд установил «уникальную сферу власти» приняв эти решения.
Напомним, что с сентября 2012 года суд рассмотрел более 500 тыс. индивидуальных заявлений о нарушении властями основных прав и вынес решения более чем по 484 тыс. дел.
Турецкий лидер в ноябре заявил, что сыграет роль «арбитра» в судебном кризисе и что закон может разрешить противостояние между Конституционным судом и Кассационным судом.
«Нетрудно достичь законного соглашения по отдельным заявлениям», - сказал он, не вдаваясь в подробности.
Источники сообщили, что правительство рассматривает варианты: они включают в себя создание «Турецкого суда по правам человека», который будет рассматривать некоторые заявления отдельно.
Конституционный суд и система подачи индивидуальных заявлений в той или иной форме сохранятся, сказал чиновник.
«Но правила необходимы», — добавил он.
Конституционный суд и Кассационный суд отказались комментировать статью Reuters.
Один из двух депутатов от правящей Партии справедливости и развития (ПСР), пожелавший остаться анонимным, заявил, что Конституционный суд должен иметь четко определенную юрисдикцию, не пересекающуюся с Кассационным судом и не нарушать его юрисдикцию.
Высший суд Турции в октябре постановил, что продолжающееся тюремное заключение Джана Аталая нарушает его право занимать должность после того, как он был избран в парламент из тюремной камеры на всеобщих выборах в мае.
Аталай был приговорен в 2022 году к 18 годам тюремного заключения за попытку свержения правительства Эрдогана путем организации национальных протестов в 2013 году. Его адвокат отверг все обвинения.
Он обратился в Конституционный суд, используя «индивидуальное заявление» — механизм, созданный поправкой к Конституции 2010 года, которая позволяет гражданам обращаться непосредственно в высший суд по вопросам прав.
Решение Конституционного суда о его освобождении 8 ноября спровоцировало судебный кризис, когда высший апелляционный суд Турции – Кассационный суд – заявил, что не признает это решение, и возбудил уголовное дело против судей, вынесших его.
Апелляционный трибунал обвинил Конституционный суд в превышении своей юрисдикции, действуя в качестве «суперапелляционного органа».
Мехмет Учум, главный советник Эрдогана и заместитель председателя Президентского совета по правовой политике, в ноябре выступил в защиту решения Кассационного суда на платформе социальной сети X и раскритиковал Конституционный суд за принятие «неконституционных решений».
Адвокаты Аталая ожидали, что он будет освобожден после того, как в декабре Конституционный суд во второй раз постановил, что он должен быть освобожден, сообщили они агентству Reuters. Но 27 декабря стамбульский уголовный суд во второй раз отказался освободить его и снова передал дело в Кассационный суд, заявив, что повторная оценка апелляционным судом является обязательной.
Парламент Турции, в котором доминируют сторонники Эрдогана, в январе лишил Аталая парламентского статуса. Аталай, который остается в тюрьме, отказался от комментариев.
Европейская комиссия в своем ежегодном докладе о застопорившейся заявке Турции на членство в ЕС в ноябре раскритиковала «серьезное отступление» от демократических стандартов, прав человека и независимости судебной системы. Комиссия указала на отсутствие прозрачности и меритократии при назначении судей и прокуроров.
Правительство Эрдогана, которое перестроило судебную систему после неудавшегося переворота 2016 года, заявляет, что система соответствует международным стандартам.
Бертил Одер, профессор конституционного права в Университете Коч в Стамбуле, считает, что популярность Конституционного суда среди общественности возросла с тех пор, как он начал выносить решения по индивидуальным заявлениям.
«Чем больше суд принимает подобные решения, тем сильнее становится его связь с гражданами», - сказала она.
Некоторые решения суда вызвали негодование Анкары. Совсем недавно суд отменил 37 постановлений, принятых в рамках первого президентского указа, изданного в условиях президентской системы в 2018 году.
Однако суд вынес решение в пользу правительства по нескольким важным вопросам.
Ранее в 2016 году он отклонило апелляцию основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) об отмене законов о чрезвычайном положении, принятых после попытки путча.
Этот шаг укрепил широкие полномочия Эрдогана, говорит Керем Алтыпармак, известный турецкий юрист по правам человека в Коллегии адвокатов Анкары.
«Важность суда заключается в том, чтобы продемонстрировать международному сообществу, что в Турции существует функционирующая судебная система. Он не решает ни одного критического случая; скорее, он находится в центре проблемы», - сказал он.
Айча Акпек Шенай, юрист и заместитель председателя дисциплинарного совета НРП, пояснила что несмотря на недостатки, суд предлагает другую точку зрения.
«Правительство Эрдогана не может манипулировать этим в своих интересах, и это их тревожит», - добавила она.
В состав суда входят 15 судей, один из которых завершил свой срок в 2024 году. Согласно процедуре выборов нового члена суда, президент Эрдоган назначает члена из трех кандидатов, представленных ему на внутренних выборах.
Выборы члена Государственного совета (Danıştay) Йылмаза Акчила в коллегию Конституционного суда завершились 31 января.