Профессор факультета экологической инженерии Стамбульского технического университета (ITU) Левент Кузу заявил, что основной причиной загрязнения воздуха в городах является движение транспорта, его количество, а также пробки на дорогах.
Кузу, в интервью с корреспондентом агентства Anadolu (АА) в рамках «Недели дорожной безопасности и дорожного движения», сказал, что загрязнение воздуха вызвано выбросами, включая промышленную деятельность, отопление жилых домов и движение транспорта в городах.
Кузу подчеркнул прямое негативное влияние загрязнителей воздуха на здоровье человека, отметив, что среднестатистический человек ежедневно вдыхает около 15 кубометров воздуха.
«Поэтому воздействие загрязняющих веществ происходит через дыхательную систему, причем наиболее значительные последствия наблюдаются именно в дыхательной системе. В результате возрастают затраты на здравоохранение и происходит потеря производительности. Загрязнение воздуха также может вызывать различные воздействия на материалы, такие как деформация и коррозия, что приводит к сокращению срока службы материалов. Кроме того, загрязнение воздуха влияет на растительность», - добавил эксперт.
Кузу отметил, что до использования природного газа в Стамбуле существовала серьезная проблема загрязнения воздуха. Он сказал, что некоторые параметры, особенно диоксид серы, в начале 1990-х годов в воздухе были более чем в 10 раз выше нынешних средних значений. Он также заявил, что с постепенным переходом на потребление природного газа для отопления жилых помещений влияние бытового отопления на загрязнение воздуха в центрах городов значительно снизилось.
Профессор объяснил, что, для того чтобы увидеть влияние загрязнения воздуха, связанного с дорожным движением, можно рассмотреть период изоляции из-за COVID-19.
«Хотя сравнение краткосрочных измерений с долгосрочными значениями может быть неточным из-за метеорологических различий, его можно считать индикатором. Концентрации PM10 в стамбульском районе Бешикташ – во время полного локдауна в апреле 2020 года – измерялись в среднем на уровне 15 мкг на м3. В течение этого периода выбросы, связанные с деятельностью человека, были почти нулевыми, а измеренные выбросы были в основном естественными. На той же станции среднегодовые концентрации PM10, измеренные с 2021 года, колеблются от 32 до 38 мкг на м3», - сказал он.
По словам эксперта, в Стамбуле зарегистрировано около 5,4 млн транспортных средств, а из-за высотности населенных пунктов плотность автомобилей на единицу площади высока.
«Кроме того, человеческая мобильность, как правило, интенсивна в часы пик, что приводит к повышенному воздействию загрязнителей воздуха из-за заторов на дорогах», - считает он.
Кузу подчеркнул необходимость отказа от дизельных автомобилей в Европе.
«В то время как при сгорании бензина образуются частицы размером 20–40 нанометров, в выбросах дизельных двигателей возникают частицы размером 60–120 нанометров. Сокращение использования дизельных транспортных средств будет способствовать сохранению качества воздуха», - говорит Кузу.
Он также заявил, что дорожное движение в настоящее время является одной из основных причин загрязнения воздуха.
«Основной причиной загрязнения воздуха в городах является движение транспорта; помимо огромного количества транспортных средств, пробки на дорогах значительно загрязняют воздух, так как в этот момент потребляется больше топлива, чем необходимо, что приводит к загрязнению воздуха и экономическим потерям, плотные выбросы на перегруженных улицах между зданиями из-за вертикальной конструкции затрудняют рассеивание загрязняющих веществ, что приводит к более высокому воздействию на людей на этих улицах. Поэтому выбросы от дорожного движения сегодня являются основным источником антропогенного загрязнения воздуха в центрах городов. Альтернативы, такие как общественный транспорт, могут помочь снизить выбросы на душу населения. Кроме того, использование таких решений, как электрические велосипеды и скутеры для поездок на короткие расстояния также может внести существенный вклад в снижение загрязнения воздуха», - отмечает эксперт.
Кузу подчеркнул, что выбросы выхлопных газов не происходят в железнодорожных системах и электромобилях, что может помочь снизить загрязнение воздуха в городах.
Что касается загрязняющих веществ от транспортных средств, то выбросы выхлопных газов — это первое, что приходит на ум, но помимо выхлопов в воздух выбрасываются частицы как от шин, так и от дорог из-за трения тормозных колодок и износа шин, добавил он.
«Кроме того, во время заправки топлива на заправочных станциях в воздух попадают различные летучие органические соединения. Ожидается, что в будущем количество электромобилей увеличится. Поэтому выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с выхлопными газами, снизятся в густонаселенных городских центрах, но выбросы от других источников, о которых я упомянул, будут продолжать отравлять атмосферу», - пояснил он.