Заявка Турции на регистрацию донер-кебаба в качестве традиционного турецкого продукта в Европейском Союзе вызвала реакцию со стороны Германии.
Международная федерация донер-кебаба в Стамбуле подала заявку на одновременное признание донера турецким продуктом и защиту стандартов его производства.
Прежде чем будет принято окончательное решение, заявка Турции, опубликованная 24 апреля в Официальном журнале Европейского Союза, пройдёт трехмесячный апелляционный процесс. В случае принятия донер-кебаб получит такую же защиту, как итальянская неаполитанская пицца и французское шампанское. Это будет означать, что только кебаб, отвечающий определенным критериям, может быть маркирован как донер, а несоблюдение технологии может привести к штрафу или тюремному заключению.
Германия выступила с возражениями, подчеркнув значительную культурную значимость донера в стране. Закуска, привезенная в Германию турецкими эмигрантами, стала чрезвычайно популярной: по сообщениям, треть немцев едят донер хотя бы раз в месяц. Многие в Германии считают действия Турции посягательством на их культурную самобытность.
«Донер-кебаб стал национальной закуской в Германии. Навязывание новых стандартов на его производство может подорвать его уникальную адаптацию в Германии», — заявил представитель Министерства продовольствия Германии.
Турция предлагает установить стандарты толщины ломтиков и специфические характеристики мяса. Донер должен быть разрезан горизонтально и иметь толщину 3–5 мм, и приготовлен из баранины и говядины, а не из телятины, как это принято в Германии. Толщина куриного донера не должна превышать 1–2 сантиметра.
«В Турции нет такого донера, который делают здесь. Если заявка Турции будет принята, это создаст для нас серьезные проблемы», — рассказал журналу Stern Magazine Ариф Келеш, известный мастер донера из Берлина.
Экономические ставки высоки: по данным Европейской ассоциации производителей донера в Европе, стоимость индустрии донер-кебаба в Европе оценивается в 3,5 млрд евро.