В посте с официального аккаунта Швеции в Х сообщается, что ее культовые шведские фрикадельки, которые подаются в магазинах IKEA по всему миру и долгое время считались национальным достоянием, на самом деле готовятся по мотивам рецепта, привезенного из Османской империи королем Карлом XII в начале 18 века.
По имеющимся данным, король, который провел годы в изгнании после поражения в войне с Россией, вернулся не только с турецким кофе и голубцами, но и с основами того, что станет одним из самых узнаваемых кулинарных экспортных товаров Швеции. Пост, написанный в непринуждённой манере, вызвал споры и гордость, особенно в Турции, где СМИ назвали его «признанием» культурного заимствования.
Король Швеции Карл XII, правивший с 1697 года до своей смерти в 1718 году, провел несколько лет в изгнании в Бендерах (ныне в Молдове), тогда входивших в состав Османской империи, после поражения от России в Полтавской битве.
Считается, что во время своего пребывания на османских землях король пристрастился к нескольким блюдам турецкой кухни. По словам Энни Мэттсон, исследователя из шведского Уппсальского университета, Карл XII не вернулся домой с пустыми руками. Наряду с ныне известным рецептом фрикаделек он, как сообщается, привез кофейные зерна и голубцы, которые стали частью шведской кухни.
Хотя твит являлся беззаботной попыткой кулинарной прозрачности, многие турецкие СМИ отнеслись к нему как к долгожданному подтверждению того, что они назвали историческим кулинарным заимствованием.
В ответ на оригинальный пост многие турецкие пользователи выразили гордость и веселье, оставив комментарии от игривых шуток до более острой критики современного брендинга.
Тот факт, что шведские фрикадельки могут иметь турецкое происхождение, привлек внимание всего мира, особенно к IKEA, шведскому мебельному гиганту, известному также своими кафе.
Вместо того чтобы преуменьшать противоречия, IKEA поддержала их. Компания продолжила подавать «шведские фрикадельки» в своих магазинах — более 1 млрд фрикаделек в год — при этом тонко меняя бренд и диверсифицируя блюдо. Новые предложения включают растительные альтернативы, созданные шведским шеф-поваром Александром Магнуссоном, что еще больше укрепляет современную шведскую кулинарную идентичность, обходя при этом вопрос происхождения.
Но фрикадельки не всегда были центральным элементом бренда IKEA. Они появились в меню только в 1985 году, когда менеджер Сорен Халлберг заметил, что клиенты часто уходят из магазина голодными и разочарованными, отказываясь от покупок. Ингвар Кампрад, основатель IKEA, считал, что предложение доступной, знакомой еды может улучшить процесс покупок. Выбор был сделан в пользу фрикаделек благодаря их популярности, низкой стоимости и простоте приготовления.
Это решение окупилось. Точки питания IKEA, часто расположенные в центре их магазинов, теперь подают миллионы блюд в год, значительно повышая удовлетворенность клиентов и продажи. Исследования показывают, что голодные покупатели могут тратить на 64% больше, чем те, кто сыт, — это понимание IKEA превратила в глобальную стратегию розничной торговли.
С тех пор, как сеть открыла свой первый магазин в Турции в 2005 году, фрикадельки стали практически синонимом бренда.
«Должна быть причина, по которой турки так охотно приняли что-то из Швеции. Для многих из нас IKEA означает фрикадельки», - написал один турецкий пользователь.
Несмотря на продолжающиеся споры, многие турецкие пользователи социальных сетей отреагировали доброжелательно, поблагодарив Швецию за прозрачность.
«Спасибо за то, что донесли этот факт! С любовью из Турции», - говорилось в одном из твитов.