Доклад: В Турции значительно ухудшилась ситуация с преступлениями на почве ненависти

Орган по мониторингу прав человека Совета Европы (СЕ) подробно описал ухудшающуюся ситуацию с языком вражды и мотивированным ненавистью насилием в Турции в докладе, опубликованном в четверг.

Правозащитники указали на неспособность турецких властей принять соответствующие меры реагирования и защитить уязвимые сообщества.

В своем шестом докладе по мониторингу Турции, оценивающем период до 21 ноября 2024 года, Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью (ЕКРН) подробно описала тревожный рост риторики вражды и преступлений, направленных против различных групп, от немусульманских общин до сирийцев, курдов и цыган.

ЕКРН установила, что, хотя законодательство, криминализирующее определенные формы языка вражды, существует, его исполнение является неравномерным, а институциональный ответ остается вялым и, во многих случаях, безразличным.

Язык вражды в турецких СМИ и политическом дискурсе «широко распространен», и его регулярными целями являются мусульмане-алевиты, немусульманские меньшинства (такие как евреи и христиане), курды, беженцы и мигранты. Фонд Гранта Динка, который отслеживает более 1 тыс. печатных СМИ, задокументировал последовательные образцы дискриминационного и подстрекательского языка в отношении этих групп.

В отчете подчеркивается, как политические лидеры часто усугубляют проблему. Во время президентских выборов 2023 года обе основные партии использовали ксенофобные нарративы. Сирийцы подвергались нападкам с лозунгами типа «Сирийцы, вон!», в то время как кандидаты в президенты публично обещали депортировать сирийских беженцев.

Случаи языка вражды не ограничивались политическими деятелями: СМИ также подогревали предрассудки. Антиармянская риторика резко возросла во время напряженности между Азербайджаном и Арменией, в то время как антигреческие настроения усилились на фоне турецко-греческих споров. Еврейские общины также столкнулись с ростом антисемитского языка вражды, особенно после атак ХАМАС в октябре 2023 года и военного ответа Израиля.

Субъекты гражданского общества, с которыми консультировалась ЕКРН, сообщают, что климат для борьбы с языком вражды ухудшился, а усилия по противодействию ему столкнулись с враждебностью правительства.

Роль судебной системы в обеспечении соблюдения законов о языке вражды также подверглась критике. Хотя Уголовный кодекс Турции включает статьи 122 и 216, криминализирующие дискриминацию и подстрекательство к ненависти, эти законы редко применяются в полной мере. Ключевые категории — такие как этническая принадлежность, язык, сексуальная ориентация и гендерная идентичность — не полностью защищены законом, а мотивы предвзятости часто не признаются в официальных записях.

Полиция и прокуроры регистрируют преступления на почве ненависти непоследовательно. Например, в то время как полиция зарегистрировала 87 случаев преступлений на почве ненависти в 2021 году, прокуроры зафиксировали 210, что указывает на серьезные недостатки в согласованности системы. Усугубляет ситуацию тот факт, что мотивы ненависти не систематически регистрируются в судебных базах данных, что затрудняет анализ и разработку политики.

В докладе перечислен тревожный ряд инцидентов, вызванных этнической, религиозной или сексуальной ненавистью. Только в 2021 году гражданское общество сообщило Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ о 64 случаях преступлений на почве ненависти, 42% из которых связаны с физическим насилием или убийством.

Курды подвергались нападениям толпы, одно из которых привело к убийству семи членов семьи. Антисирийские беспорядки вспыхнули в нескольких городах в 2024 году после предполагаемого сексуального насилия над несовершеннолетней. Бунтовщики грабили магазины, нападали на дома и убили по меньшей мере одного сирийского подростка. После этого было арестовано более 1 тыс. человек.

Христианские церкви, особенно протестантские, подвергались поджогам и физическим нападениям. В январе 2024 года католическая церковь в Стамбуле подверглась нападению со стороны боевиков, связанных с ИГИЛ (запрещена в РФ), в результате чего погиб один прихожанин. Власти отреагировали быстрыми арестами, но другие угрозы — такие как вандализм и граффити с призывами к ненависти — часто остаются без должной реакции.

Правительство Турции предприняло несколько инициатив, включая обучение по преступлениям на почве ненависти для почти 122 тыс. сотрудников жандармерии и более 21 тыс. новобранцев полиции. В период с 2016 по 2024 год более 250 тыс. сотрудников правоохранительных органов прошли информационные семинары. Члены судебной системы также проходят обучение по правам человека и преступлениям на почве ненависти.

Однако ЕКРН отметила, что эти усилия, хотя и похвальны по масштабу, не привели к системным изменениям или улучшению результатов для жертв. Коренные проблемы — отсутствие единой базы данных по преступлениям на почве ненависти, ограниченные правовые определения и разрыв между полицией и маргинализированными сообществами — остаются нерешенными.

В редком случае решительных действий в марте 2024 года были выданы ордера на арест студентов Университета Карабюк, которые публиковали расистские и ложные заявления сексуального характера об африканских студентах. Но такие случаи являются исключениями, а не нормой.

Организация призывает Турцию произвести фундаментальный сдвиг в подходе к преступлениям по разжиганию ненависти и насилию. В докладе содержится призыв к формированию межведомственной рабочей группы для разработки комплексной стратегии борьбы с ненавистью, включающей государственные учреждения, органы по правам человека и широкий круг субъектов гражданского общества.

Также рекомендуется создать специализированные подразделения по связи с преступлениями на почве ненависти в составе полиции для укрепления доверия и улучшения отчетности. В докладе также подчеркивается необходимость пересмотра правовых рамок для обеспечения эффективного преследования мотивов ненависти и предоставления уязвимым группам индивидуальной и правовой защиты.

Что касается вопроса занижения отчетности, ЕКРН выявил порочный круг: отсутствие доверия уязвимых сообществ к правоохранительным органам приводит к несообщению, что, в свою очередь, усиливает восприятие государством того, что преступления на почве ненависти редки, — иллюзия, которая сводит на нет политические действия.

Хотя турецкое правительство утверждает, что справедливо относится к меньшинствам, признанным в Лозаннском договоре 1923 года, таким как армянская апостольская, греческая православная и еврейская общины, остаются серьезные пробелы. Протестантские церкви сталкиваются с бюрократическими препятствиями, включая отказы в выдаче разрешений на строительство и притеснения иностранных пасторов.

Алевиты, значительное мусульманское меньшинство, по-прежнему не признаются отдельной религиозной группой. Хотя в 2022 году было создано новое Управление по делам алевитов, которое поддерживает более 850 джемеви с оплатой счетов за коммунальные услуги, государство по-прежнему отказывается официально классифицировать эти молитвенные дома. Гражданское общество рассматривает это как продолжение дискриминации.

Помимо всего прочего правозащитники отметили некоторые улучшения, такие как расширенное обучение, поддержка местных органов власти и реакция полиции после инцидентов.

Доклад завершается двумя приоритетными рекомендациями: создание комплексной стратегии против языка вражды с помощью специальной рабочей группы и расширение сотрудничества и ресурсной поддержки муниципалитетов, управляющих большими группами беженцев. Эти рекомендации будут подлежать промежуточному контролю в течение двух лет.