Правозащитные организации и заключённые усилили критику в отношении турецких «тюрем-колодцев» в связи с переполненностью, нехваткой солнечного света и отсутствием медицинской помощи.
Турецкие изоляционных тюрьмы строгого режима S и Y-типа давно подвергаются критике. Девять заключённых в настоящее время объявили голодовку, а один заключённый, Серкан Онур Йылмаз, из тюрьмы строгого режима Болу, заявил о смертельной голодовке, требуя закрытия «тюрем-колодцев» и перевода в другие исправительные учреждения.
Тюрьмы в Турции имеют разные категории, например, S-тип, Y-тип, F-тип, T-тип и L-тип, каждая из которых обозначает определённую конструкцию, уровень безопасности и вместимость. Тюрьмы типов S и Y неоднократно оказывались в центре критики за принудительное одиночное заключение, ограничение социального взаимодействия и серьёзное снижение времени, проведённое во дворе, занятий спортом и других видов отдыха.
Заключенным, имеющим проблемы со здоровьем, такие как мышечные заболевания, вызванные недостатком солнечного света и физических упражнений, отказывают в медицинской помощи. Али Бозан, депутат от прокурдской Партии равенства и демократии (DEM), заявил, что некоторые осужденные не могут получить доступ к лечению уже почти три года.
Социальная изоляция — ещё одна серьёзная проблема. Некоторым заключенным отказывают в праве на свидания, несмотря на их право. Ведётся круглосуточное видеонаблюдение, несмотря на решение Конституционного суда о том, что оно нарушает право на неприкосновенность частной жизни. Эти условия способствуют росту психологического стресса среди заключенных.
«Существуют условия, которые полностью исключают доступ к дневному свету. Такие практики, как унижение, изоляция и создание неопределённости, наносят вред здоровью и дегуманизируют заключенных», — заявила профессор, доктор Шебнем Корур Финджанджи, правозащитница и известный судебно-медицинский эксперт. Она сказала, что эти практики равносильны изоляции и даже пыткам.
Ассоциация взаимопомощи и солидарности с семьями заключенных и осуждённых (TAYAD) считает, что правительство превратило тюрьмы в инструмент репрессий.
Несмотря на требования заключённых и правозащитных организаций, власти не улучшили условия содержания в тюрьмах. Заключённые по-прежнему лишены солнечного света и свежего воздуха, сталкиваются с ограничениями на пребывание на свежем воздухе и проживают в условиях сильной переполненности камер.
В Турции насчитывается 400 тюрем с официальной вместимостью 304 тыс. 608 человек, но в настоящее время в них содержатся 416 тыс. 927 заключённых. Среди них 13 тюрем типа Y, семь тюрем типа S и 22 других учреждения строгого режима. Несмотря на кризис переполненности, Министерство юстиции выделит 20 млрд турецких лир (490 млн долларов США) на строительство 11 новых тюрем к 2027 году.