Парадигма отношений России и Турции изменилась

Турция, «неблагонадежный член НАТО» в годы холодной войны, теперь стратегический партнер Москвы. Турецко-российские двусторонние отношения после 1990, ставшие более тесными благодаря туризму и двусторонней торговле, достигли достойного восхищения уровня.

Отношения между Турцией и Россией, которые улучшились по ряду вопросов, получили крепкую институционную основу. Будущее отношений между двумя странами, на которых Турция успешно демонстрирует пример своей новой стратегии «Ноль проблем с соседями», выглядит многообещающе.

Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ), сформированный во время визита российского президента Дмитрия Медведева в Анкару 12 мая, 2010, был преобразован в механизм, служащий как своего рода объединенный кабинет министров. Третья встреча ССВУ, второе собрание которого прошло в Москве во время визита премьера Реджепа Тайипа Эрдогана 16 марта 2011, пройдет в Турции во второй половине 2012. Подгруппы и институты, являющиеся частью ССВУ, работают на улучшение двусторонних отношений между странами; они включают в себя Объединённую группу стратегического планирования, в которой председательствуют министры иностранных дел, социальный форум, в котором представлены организации гражданского общества, и Объединенный экономический совет, состоящий из представителей бизнес-кругов, который продолжает работу над поставленными целями.

На прошлой неделе министр иностранных дел Ахмет Давутоглу вместе со своим российским коллегой Сергеем Лавровым устраивали вторую встречу  Объединённой группы стратегического планирования с участием высокопоставленных чиновников из российского и турецкого МИДов. На встрече, где тщательно анализировались двусторонние отношения между странами, также обсуждались важные международные и региональные вопросы, такие как Сирия, Иран, Кавказ, Балканы и центральная Азия. Участники могли обменяться мнениями и открыто обсудить региональные и интернациональные вопросы, которые выявили различие в подходах к внешней политике между двумя странами. Во время переговоров, которые обе стороны описывают как дружеские и конструктивные, подчеркивалось, что стратегическое партнерство между Россией и Турцией способствует установлению доверительной обстановки и стабильности во всем регионе.

Во время встречи Давутоглу описал текущее состояние дел как «образцовые перемены». По словам министра, который обратил внимание на институализированные совместные механизмы, включая ССВУ и Объединённую группу стратегического планирования, отношения между двумя странами развились из рутинных в структурированные, что позволяет проводить объединённое стратегическое планирование. Согласно заявлению Лаврова, двусторонние отношения между Россией и Турцией развиваются в конструктивной и доверительной обстановке и страны могут найти решения любой проблемы.

Лавров, обратив внимание сторон на строительство атомной электростанции «Аккую» в провинции Мерсин — самой крупной российской иностранной инвестиции на сумму 20 миллиардов долларов, также напомнил, что Турция утвердила реализацию проекта газопровода «Южный поток», по которому будет осуществляться транспортировка российского природного газа в Европу через турецкие воды. Российский министр оценил, что с окончанием строительства проектов оборот торговли между странами может вырасти до 100 миллиардов долларов за пять лет. Количество российских туристов, посетивших Турцию в 2011, составляет 3,5 миллиона, а инвестиции, вложенные Россией в банковскую, индустриальную и коммуникационную сферы, а также крупные проекты, включая трубопровод «Самсун – Джейхан» и строительные проекты, улучшили связи между Россией и Турцией.

Обе стороны предприняли исторический шаг, отменив визы на пребывание в странах, если оно длится менее месяца. Граждане обеих стан теперь могут пользоваться преимуществами быстрого въезда в страну, имея лишь паспорт. Лавров и Давутоглу работают также над удлинением безвизового пребывания и облегчением процедуры получения визы на более длительные сроки. Планируется, что турецкие и российские граждане смогут путешествовать по странам без визы от двух до трех месяцев. Этот шаг, приведший к росту количества турецких компаний, вкладывающих инвестиции в Россию, также привлечет больше российских туристов в Турцию.

Турция и Россия, имея схожие подходы к внешней политике в плане региональных дел, теперь толерантно относятся к разногласию и различию в своих мнениях. Анкара и Москва, которые противостоят военным действиям, направленным против иранской ядерной программы, обе склонны к дипломатическому и политическому решению данной проблемы. Россия призывает к возобновлению переговоров группы «5+1», а Турция подчеркнула, что могла бы провести эти переговоры у себя . Обе страны заявили, что поддерживают демократические требования народа и придерживаются похожих взглядов в отношении Сирии. Россия недовольна тем, что Башар аль-Асад не ускорил процесс реформ и что он прибегает к насилию для подавления волнений в стране. Подобным образом и Анкара неустанно добивается ненасильственного решения проблемы. Анкара, напомнившая Асаду о судьбе Муаммара Каддафи, борется за то, чтобы не допустить военного вмешательства в регион. Москву также не устраивает возможность повторения ливийского сценария в Сирии.

Россия и Турция, обе стремящиеся к сотрудничеству, а не к борьбе за влияние, также работают над поддержкой мирной обстановки на Балканах и на Кавказе. После встречи министры иностранных дел выпустили совместную декларацию о неделимости европейской безопасности. Анкара приняла конструктивный подход по отношении к оппозиции России системе раннего оповещения НАТО и подтвердила, что радары, установленные в Куречике, установлены только в целях защиты. Хотя установка радаров подверглась сильной критике в некоторых кругах российского общества, Кремль понимает позицию Турции по отношению к проекту противоракетного щита. Давутоглу напомнил на совещании, что Турция удостоверилась в том, что в документации НАТО по миссии проекта никоим образом не упоминаются соседствующие страны, включая Россию и Иран.

Фарук Аккан