Турция отнеслась с осторожностью к субботнему американо-русскому соглашению, в соответствии с которым США воздержится от военной операции, если Сирия уничтожит свои запасы химического оружия.
Турецкое правительство при этом не исключает необходимости принятия мер для остановки насилия, осуществляемого с помощью обычного оружия, и напоминает о последствиях для Сирии, возможных в том случае, если администрация президента Башара аль-Асада не выполнит своих обязательств.
Ранее в субботу, перед тем как Керри и Лавров объявили о соглашении в Женеве, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, выступая в Анкаре в совместной пресс-конференции со своим канадским коллегой Джоном Бэрдом, заявил журналистам, что Турция будет поддерживать любые инициативы по ликвидации химического оружия в Сирии, и добавил, что страны должны быть готовы к тому, что режим попытается выиграть время, изменив тактику.
Давутоглу сказал, что чем дольше международное сообщество остается равнодушным к насилию сирийского режима, «тем больше детей становится сиротами, а женщин вдовами». Не кто иной, как сирийцы и их соседи, такие как Турция, в силу инерции мира сильнее всех страдают от сирийского кровопролития. А бездействие ООН только способствует росту насилия в истерзанной войной стране.
Давутоглу также подверг критике внутреннюю оппозицию страны, которая считает политику правительства в отношении Сирии «милитаристской». Министр иностранных дел подчеркнул, что Анкара всегда выступала за прекращение войны в Сирии, а не за начало новой. Но пока преступления Асада будут продолжаться, Сирии необходимо международное вмешательство, чтобы остановить насилие.
Джон Бэрд назвал «смешным и нелепым» предложение Сирии, в котором Асад просит разрешения представить информацию о своем химическом арсенале только через 30 дней после подписания международной конвенции о запрете оружия. «Это человек, который еще неделю тому назад отрицал, что у них вообще есть такое оружие», — сказал он.
В субботу Ахмет Давутоглу также обсуждал Женевский пакт со своими коллегами из Саудовской Аравии и Катара. Турция и Саудовская Аравия имеют одинаковые «мнения и опасения» в отношении соглашения. Турецкий и катарский министры утверждают, что процесс ликвидации химического оружия в Сирии не заменяет необходимость предотвратить массовые убийства в стране.