Согласно опросу общественного мнения турки разделились на два лагеря в вопросах о том, как они относятся к стремлению премьер-министра Реджеп Тайипа Эрдогана стать президентом и что они думают о курсе страны.
10 августа в Турции избиратели в первый раз сами выберут своего президента. Эрдоган — лидер умеренно исламистской Партии справедливости и развития (ПСР), которая в политическом мире Турции доминировала более 10 лет, — является явным фаворитом на этих выборах. Результаты опроса Исследовательского центра Pew показали, что респонденты разделились поровну: 48% высказались в пользу Эрдогана, говоря, что он имеет хорошее влияние на страну, и такое же количество опрошенных было против него. Опрос проводился среди 1001 участника с 11 апреля по 16 мая, погрешность не превышает 4,5 процентных пункта.
Незначительное большинство — 51 % — недовольно курсом страны, в то время как 44 % — удовлетворены. Однако Pew отмечает, что в то время как по этому вопросу мнение было разделено в течение последних четырех лет, «до 2011 года [с 2002 по 2010 г.] настроения в Турции были гораздо более отрицательными, с четким преимуществом большинства выражающих недовольство курсом страны».
«Результаты не удивительны. Турция была поляризована в течение длительного времени, и теперь с президентскими выборами поляризация достигла пика», — сказал Омер Фарук Генчкая, профессор политологии университета Мармара в Стамбуле. «Страна разделилась на два лагеря — такова атмосфера в стране на данный момент». Генчкая сказал, что на выборах экономика станет определяющим фактором. «Избиратели будут голосовать за того кандидата, который, по их мнению, обеспечит экономическую стабильность, или за того, кто сможет распределить денежные ресурсы более справедливым образом», — сказал он.
В отношении этого вопроса 50% опрошенных заявили, что в стране экономика стабильна, а 46% — нет. Большее количество респондентов поддержало прошлогодние протесты в парке Гези, начавшиеся в качестве экологической забастовки против планов правительства построить торговый центр в городском парке и в итоге превратившиеся в массовые антиправительственные протесты. На этот вопрос 49% респондентов заявили, что они поддерживают протесты, и 40% — что не поддерживают.
Опрос также показывает, что с прошлого года поддержка Эрдогана в 4 из 7 стран Ближнего Востока значительно снизилась. Например, в Иордании в прошлом году 75% опрошенных поддержали Эрдогана, а в этом году — только 60%. «Ещё больше поддержка снизилась в Египте (-26 баллов). Турция была активным сторонником свергнутого президента Египта Мухаммеда Мурси и его исламистской религиозно-политической ассоциации «Братья-мусульмане», объявленной вне закона», — заявил Генчкая.
Что касается общественного мнения об Эрдогане в Тунисе и Ливане: «Мнение об Эрдогане в этих странах относительно устойчиво. В Ливане поддержка Эрдогана подкрепляется мусульманами-суннитами — 76% и христианами — 58%. Сам Эрдоган суннит, как и большинство мусульман в Турции. Только 1 из 10 ливанских мусульман-шиитов имеет положительное мнение о нём», — сказано в исследовании.
Также опрос показал, что 16% израильских респондентов положительно отзываются о премьер-министре Турции: «8% израильских евреев, 62% израильских араба имеют благоприятное впечатление о лидере Турции. В последние годы турецко-израильские отношения были напряжёнными, так как Турция оказывала помощь Сектору Газа и увеличивала поддержку в вопросе Палестинской государственности. Тем не менее поддержка Эрдогана на Палестинских территориях упала лишь на 19 пунктов».