Российско-турецкие переговоры, продолжавшиеся четыре с лишним часа, судя по итоговой пресс-конференции, оказались более чем успешными. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган вышли к прессе полностью расслабленными и весьма довольные друг другом.
Турецкий лидер уже не стеснялся публично называть своего визави не иначе, как « дорогим другом Владимиром». Да и сам ВВП, говоря о турецких партнерах, один раз произнес уже подзабытое всеми слово «друзья». Главным итогом переговоров оба президента назвали договоренность в ускоренном режиме вернуть двусторонние отношения на докризисный уровень: для этого у обеих сторон есть не только желание, но и политическая воля.
«В истории отношений наших стран были разные, порой очень непростые и даже драматические периоды, но логика взаимного уважения неизбежно брала вверх», - напомнил Владимир Путин. По его словам, состоявшиеся переговоры подтвердили, что у Москвы и Анкары есть все возможности для восстановления нормальных, полноформатных отношений, которые способствовали бы укреплению стабильности не только в нашем регионе, но и во всем мире. О сбитом самолете российский президент больше не вспоминал. (Министр экономики Алексей Улюкаев сообщил, что на переговорах в составе делегаций тема компенсаций не обсуждалась).
Владимир Путин напомнил, что за последние 5 месяцев объем российско-турецкого товарооборота просел на 43%. Чтобы наверстать упущенное, потребуется «кропотливая работа» в течение «определенного времени». Санкции и ограничения, вступившие в силу после инцидента с СУ-24, будут отменяться поэтапно - те, для которых не требуется серьезная проработка, в течение ближайших недель. Путин уточнил, что речь на переговорах, в частности, шла о возвращении на российский рынок турецкой сельхозпродукции, возобновлении деятельности турецких строителей и чартерных перевозок.
«Выход на докризисный объем туристического потока - это только вопрос времени, - подчеркнул ВВП, - Главное здесь - обеспечение турецкой стороной условий максимальной безопасности российских граждан, и такие гарантии мы от наших партнеров получили. В этой связи мы рассмотрели и возможность возобновления чартерного авиасообщения. Это, пожалуй, тоже дело техники и времени». Не за горами и упрощение визового режима. ВВП признал, что требования, введенные российской стороной, усложняют экономическое взаимодействие и нуждаются в пересмотре.
Реджеп Эрдоган в своем вступительном слове рассыпался в благодарностях в адрес российского коллеги, без конца называя его «дорогим» и «уважаемым» другом. По словам турецкого лидера, у него и Владимира Путина есть политическая воля для того, чтобы не просто вернуть двусторонние отношения на докризисный уровень, но и поднять их выше. Крупные совместные проекты, такие как строительство АЭС «Аккую» и «Турецкий поток», помогут вновь выстроить «ось дружбы» между нашими странами, отметил он.
Кстати, «Аккую» по итогам переговоров, наконец, получила статус « стратегической инвестиции». Российская сторона давно лоббировала решение этого вопроса, а турки долго отказывали. Но в знак примирения Реджеп Эрдоган, конечно же, не мог отказать вновь обретенному другу Владимиру. «Теперь «Аккую» займет свое место в ряду других проектов в нашей стране и будет пользоваться всеми необходимыми льготами, которые предоставляет этот статус», - сообщил турецкий президент.
Что касается Владимира Путина, то слово «друзья» в его устах прозвучало в связи с другим крупным совместным проектом - «Турецкий поток». ВВП рассказал, что он состоит из двух частей - одна рассчитана на нужды турецких потребителей и со строительством этой ветки нет никаких проблем. Другая нужна для расширения поставок в Западную Европу. «Этот вопрос мы должны прорабатывать с европейскими странами, в том числе с Еврокомиссией. Мы с нашими турецкими партнерами, с друзьями, готовы к такой работе», - заявил российский президент.
Журналисты, естественно, не могли не спросить о том, как прошли переговоры по сирийской проблематике - как известно, разногласий у России и Турции здесь достаточно. И некоторые - в частности, политическая судьба Башара Асада и претензии курдов на создание собственного государства, - до недавнего времени носили непреодолимый характер. Однако оба лидера хором объявили, что Сирию еще не обсуждали. Решили сначала выйти на пресс-конференцию, а уже потом без помех поговорить на эту действительно непростую тему.
Иными словами: Реджеп Эрдоган не только выбрал Россию для первого после путча зарубежного визита, но и не прочь задержаться здесь подольше...