От предстоящей встречи президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана нельзя ожидать смены стратегических приоритетов России и Турции, но сближение позиций по конкретным проблемам вполне предсказуемо.
Такой прогноз дали опрошенные ТАСС эксперты в связи с намеченной на вторник встречей президентов России и Турции в Санкт-Петербурге.
Это будет первая встреча двух лидеров после охлаждения двусторонних отношений из-за сбитого ВВС Турции российского самолета Су-24 над территорией Сирии. В конце июня Эрдоган принес Путину извинения за гибель российского пилота.
Приоритет - борьба с терроризмом
По мнению депутата Госдумы Вячеслава Никонова, восстановление отношений между Россией и Турцией имеет важное значение и с геополитической, и с торгово-экономической точек зрения.
«С геополитической точки зрения, Турция - великая региональная держава, от которой во многом зависит расстановка сил на Ближнем и Среднем Востоке, положение в Сирии, безопасность в Закавказье и даже на Северном Кавказе, то есть спокойствие на южных границах России. Поэтому совместная борьба против глобального терроризма станет, на мой взгляд, одной из ключевых тем в ходе встречи Путина и Эрдогана», - считает политик.
В вопросах сирийского урегулирования у России и Турции «есть пределы» возможных договоренностей, полагает депутат: «Эрдоган вряд ли отмахнется от поддержки антиасадовских сил, так называемой умеренной оппозиции. Но в то же время он не сторонник террористического «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). На противодействии боевикам ИГ лидеры двух государств могут найти точки соприкосновения».
Руководитель Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин также отметил различия в подходах Москвы и Анкары к сирийскому урегулированию. По словам эксперта, он до недавнего времени был членом межправительственной российско-турецкой комиссии, несколько раз лично встречался с Эрдоганом, принимал его в МГИМО и хорошо знает характер турецкого лидера.
«Эрдоган является сторонником отстранения от власти президента Сирии Башара Асада, с чем Кремль не согласен. Эрдоган вряд ли пойдет на перекрытие турецко-сирийской границы. Наивно было бы надеяться, что он откажется от своего сценария подавления курдского движения в Сирии», - говорит Подберезкин.
«В то же время встреча Путина и Эрдогана может смягчить позицию Анкары, подвигнуть руководство Турции к сворачиванию помощи антиправительственным силам в Сирии, а также оставить за скобками радикальные высказывания по поводу судьбы Асада», - полагает эксперт.
Чего можно ожидать от встречи?
Обе стороны - и Турция, и Россия - заинтересованы в скорейшем восстановлении торгово-экономических отношений, в снятии с Анкары продуктового эмбарго, в возвращении турецких строительных компаний на российский рынок, считают собеседники агентства.
«Как только правительственные делегации Турции и России заговорили о возобновлении проекта «Турецкий поток» для транспортировки газа из России в Европу, тут же заволновались болгары, чей премьер-министр Бойко Борисов объявил о намерении восстановить отмененный проект газопровода «Южный поток». Конкуренция пойдет на пользу переговаривающихся сторон. Эрдоган в понедельник уже заявил о готовности незамедлительно предпринять необходимые шаги для реализации проекта «Турецкий поток», - подчеркнул Никонов.
«Помимо «Турецкого потока» у Москвы и Анкары есть несколько многомиллиардных программ в области энергетики. Это, в частности, строительство российскими компаниями атомной электростанции «Аккую», которое в скором времени будет «разморожено», - отметил Подберезкин.
«Что касается либерализации туристического сообщения, оно будет возобновлено, но не в полной мере и далеко не сразу по соображениям безопасности российских граждан», - сказал Никонов.
Чего ожидать нельзя
«Как бы успешно ни прошла встреча Путина и Эрдогана после преодоления конфликта из-за сбитого российского самолета Су-24, нельзя ожидать смены стратегических приоритетов России и Турции», - уверен Подберезкин.
«Западные СМИ в связи с предстоящей встречей Путина и Эрдогана уже выражают озабоченность, какой путь выберет президент Турции после попытки государственного переворота. Но, несмотря на ухудшение отношений с Западом, Турция никогда не выйдет из состава НАТО, где она является ключевым партнером США», - подчеркнул Никонов.
Он напомнил, что на территории Турции находятся 28 американских военных баз. На авиабазе Инджирлик хранится до 60 единиц тактического ядерного оружия США. В 1962 году размещение американских ядерных ракет в Турции стало одной из причин Карибского кризиса между СССР и США. «Запад нередко использовал Турцию против России, и этот исторический урок забывать не следует», - отметил доктор исторических наук Никонов.
В свою очередь Подберезкин отметил, что Турция играла не последнюю роль в подпитке террористического подполья в России, когда боевики с Северного Кавказа лечились и получали финансовую помощь в Анкаре.
Из этого эксперт делает вывод: «По итогам встречи Путина и Эрдогана можно ожидать восстановления политических, дипломатических отношений, экономических связей. Не исключаю даже начала военно-технического сотрудничества с учетом того, что российские противоракетные комплексы С-300 и С-400 в Сирии перекрывают половину турецкой территории. Но для налаживания полномасштабных доверительных отношений время еще не наступило».