В начале января мэр стамбульского района Бешикташ Мурат Хазинедар был отстранён от должности решением Министерства внутренних дел. Он - второй снятый с должности районный мэр, представляющий главную оппозиционную Народно-республиканскую партию (НРП).
Однако отстранение мэров оппозиционных партий не является чем-то новым. Правительство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана сняло с должности более 80 из 103 избранных мэров, представляющих прокурдскую оппозиционную Демократическую партию народов (ДПН), и заменило их назначенными правительством администраторами.
Также были сняты и мэры из собственной правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана. Шесть мэров ПСР, представляющих крупные города, были вынуждены уйти в отставку в 2017 году с целью повысить внутрипартийную сплочённость перед выборами 2019 года.
Управляемые ПСР муниципалитеты и местные партийные организации переплетаются и контроль муниципальных ресурсов используется для обеспечения патронажа и поддержки партийной линии на выборах.
Устранение мэров является подготовкой к местным, парламентским и президентским выборам в 2019 году, и в то же время оно закладывает основу для большей административной централизации исполнительной президентской системы, которая будет следить за опросами.
Для многих турок удаление мэров ДПН - это одно, поскольку их обвиняют в оказании помощи вооружённой сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), но увольнение мэров НРП - совсем другое. НРП является самой старой партией Турции и создана Мустафой Кемалем Ататюрком, основателем Турецкой Республики.
НРП - теперь левая, секуляристская партия. Многие считают, что движение против НРП является предвестником распространяющегося подавления оппозиции.
Действия против мэров НРП также подчеркивают отсутствие последствий, с которыми сталкивается правительство, когда оно игнорирует народную волю и демократические принципы. Многие признают недостатки местной администрации, но считают, что снятие мэров с должностей - это дело избирателей, а не правительства.
На данный момент слишком поздно переживать о репрессиях и нарушениях демократических принципов. Этот поезд покинул станцию. Весьма сомнительно, что граждане Турции смогут продемонстрировать свою волю на свободных и справедливых выборах в ближайшем будущем.
Увольнение избранных мэров не должно рассматриваться как удар по несуществующей демократии, а скорее как централизация и расширение существующей авторитарной власти.
Эрдоган на прошлой неделе призвал местные партийные организации работать над муниципальными выборами в марте следующего года в качестве прелюдии к парламентским и президентским выборам, которые должны состояться в ноябре 2019 года.
Столкнувшись с более слабой поддержкой в опросах общественного мнения в последнее время и после еле вырванной победы на референдуме в апреле 2017 года, предоставившей президенту больше полномочий, Эрдоган с большим нетерпением ждёт приближения кампании предстоящих выборов.
Президент должен располагать ресурсами контролируемых ПСР муниципалитетов и не может позволить себе каких-либо неповиновений или неэффективности со стороны мэров ПСР.
Эрдоган также нацелен на то, чтобы до 2019 года лишить оппозиционные партии муниципальных ресурсов и поддержки. В попытке сделать игровое поле ещё более неравномерным, чем до референдума в апреле 2017 года, Эрдоган хотел создать условия для увеличения количества голосов в поддержку собственной партии, а не против оппозиции. Его контроль над судебной системой и возможность выносить постановления о чрезвычайном положении позволили ему это сделать.
Муниципалитеты ДПН были наказаны за то, что они выставили знаки как на курдском, так и на турецком языках, теперь муниципалитеты ПСР могут организовывать религиозные мероприятия, чтобы служить своим консервативным, исламистским сторонникам. Мэр Бешикташа Хазинедар действительно должен быть привлечён к ответственности за обвинения в коррупции, но при этом такая же подотчётность не требуется от мэров ПСР.
Эрдоган, по сообщениям СМИ, рассматривает возможность полной отмены местных выборов, если в следующем году он будет переизбран президентом. Он выразил удовлетворение назначенными мэрами и ищет правовые изменения, при которых все мэры будут определяться центром.
Также рассматривается план централизации местных администраций и ликвидации выборов на уровне соседних районов в 51 провинции. Законодательство в этом случае создаст контроль над местным представительством снизу вверх, а назначение мэров (или доверителей) ограничивает местное представительство сверху.
Принимая во внимание эти события все вместе, ясно, что продолжающийся авторитаризм на национальном уровне дублируется и на местном уровне. Результатом будет полный контроль Эрдоганом всех аспектов национального и местного самоуправления после 2019 года. Турки, которые очнулись в политической реальности только после увольнения мэров НРП, лучше понимают, куда мы направляемся.