«Расширение военно-морских горизонтов Турции»

| Комментарий

Mavi Vatan, или Голубая Родина — доктрина Турции, претендующая на обширную морскую юрисдикцию в Эгейском и Средиземном морях, — вернулась в новости вместе с соглашением, о котором правительство Ливии в Триполи и его основные сторонники в Анкаре объявили на прошлой неделе.

Правительства двух стран заключили соглашение 28 ноября, которое рассматривают две страны в качестве морских соседей, проводя морские границы Турции через область, которая не учитывает морские претензии греческих островов, включая Крит.

По иронии судьбы, сделка касается районов, которые в настоящее время не контролирует международно признанное правительство Триполи, поскольку оно уступило восток страны Ливийской национальной армии генерала Халифы Хафтара.

Тем не менее, соглашение вызвало бурную реакцию со стороны Греции, Кипра и Египта.

Соглашение с Ливией является продуктом турецкой доктрины Mavi Vatan. Что касается его средиземноморской части, то она относится к огромному морскому району через половину Восточного Средиземноморья, который игнорирует континентальные шельфы островов Кипр и греческие острова Родос, Кастеллоризо, Карпатос, Кассос и восточную часть Крита.

Доктрина Mavi Vatan была впервые изложена в июне 2006 года адмиралом Рамазаном Джем Гюрденизом во время симпозиума в командном центре турецких военно-морских сил.

Классический антизападник и ультранационалист, Гюрдениз одержим морским превосходством Турции в районах, отмеченных Mavi Vatan, и, в конечном счёте, за её пределами.

Следующими шагами в этой доктрине являются усилия Турции по проецированию власти в Персидском заливе и Красном море с военными базами в Катаре и Сомали, а также планируемая военно-морская база на суданском острове Суакин.

На данный момент видение Гюрденизом морской юрисдикции Турции включает обширные районы Чёрного, Средиземного и Эгейского морей.

«Поверхность этой родины, её водоём, её морское дно и земля под ним — наши. Размер этой родины равен половине нашей суши», — сказал он. Действительно, площадь этих районов составляет около 462 тыс. кв. км.

Гюрдениз и приверженцы доктрины считают нынешний статус-кво «вторым Севрским договором», имея в виду договор о разделе Турции между колониальными державами, который был навязан Османской империи после её поражения в Первой Мировой Войне и отменён и заменён Лозаннским договором 1923 года после успешной войны Турции за независимость.

Для ныне ушедшего в отставку адмирала виновниками этого «второго Севрского договора» являются Греция и, совсем недавно, Кипр, оба государства, которые имеют конкурирующие претензии на то, что Гюрдениз рассматривает как морскую юрисдикцию Турции.

Идеи Гюрдениза были развиты в 528-страничной книге «Труды о Голубой Родине», а также в его регулярной колонке в левой ультранационалистической газете Aydınlık. Он также возглавляет исследовательский центр, морской форум в высокоуважаемом университете Коча.

Гюрдениз, выступая на круглом столе, организованном турецкой организацией наследия в США в мае, сказал, что есть три жизненно важных аспекта безопасности турецкой геополитики в Средиземноморье. «Проблемы Греции/ЕС в отношении районов турецкой морской юрисдикции, потенциал независимого Курдистана со свободным доступом к Средиземному морю и будущее Северного Кипра с геополитическими последствиями для Турции, особенно в отношении прав на гарантии», — указал он.

В конце февраля турецкие военно-морские силы начали военные учения под кодовым названием Mavi Vatan в этих районах, и министр обороны Хулюси Акар также впервые упомянул Mavi Vatan в своём обращении, посвящённом Дню Победы 30 августа в этом году. Совсем недавно, в начале сентября, президент Реджеп Тайип Эрдоган, посетив Университет национальной обороны, созданный после попытки государственного переворота в июле 2016 года, выступил с речью перед картой Mavi Vatan.

Гюрдениз критикует то, что он называет республиканской элитой за слишком либеральное отношение к Греции и Кипру, поскольку они не смогли адекватно ответить на то, что он называет свершившимися фактами с 1930-х годов. Он также обвиняет Министерство иностранных дел республики в излишней мягкости в этом вопросе.

Его волшебная формула состоит в закрытии сделок силой, и это прекрасно вписывается в принудительную внешнюю политику Эрдогана. Наглядными примерами этого являются бурение Турцией для обнаружения углеводородов в пределах берегов Кипра, почти ежедневное нарушение воздушного пространства Греции, а теперь и ливийская сделка.

Не будет преувеличением сказать, что морская политика Турции в настоящее время «управляется» неформальными, но очень влиятельными группами лиц, возглавляемыми такими, как Гюрдениз.

Соседи Турции, и её союзники по НАТО, начиная с Греции, будут вынуждены справляться с этим крайне опасным стилем внешних отношений в ближайшие месяцы и годы.

Дженгиз Актар, Ahval