Иллюзорный враг в противовес борьбе с коррупцией

| Комментарий

Турецкий парламент принял законопроект с поправками к Основному закону об образовании, согласно которым деятельность подготовительных курсов станет незаконной после 1 сентября 2015 года.

Ежегодно на частных подготовительных курсах Турции обучались миллионы учеников, собирающихся поступать в высшие учебные заведения. Согласно новому закону, который еще должен одобрить президент Турции, все курсы к сентябрю следующего года должны быть преобразованы в специализированные школы и лицеи, в противном случае они будут закрыты.

Закон не распространяется на курсы и кружки по интересам — спортивные, профессиональные, языковые, культурно-просветительской направленности. Под запрет попадают лишь те, которые занимаются подготовкой к сдаче квалификационных экзаменов наподобие российских ЕГЭ и ГИА.

С инициативой по закрытию подготовительных курсов правящая Партии справедливости и развития (ПСР) выступила в начале весны 2013 г. Тогда этот вопрос разделил общество на два лагеря. В то время как правительство пыталось убедить всех в том, что единственная цель инициативы заключается в решении проблемы неравенства в образовании, оппоненты говорили, что подготовительные курсы являются продуктом спроса, и будь они не востребованы, их существование бы прекратилось. Также противники законопроекта утверждали, что за решением закрыть подготовительные курсы стоят другие причины, а именно желание ПСР повлиять на движение «Хизмет», с которым аффилировано около 15% подготовительных курсов. Правительство реагировало на эти доводы отрицательно вплоть до вчерашнего дня.

Накануне премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своей речи на фракционном собрании, посвященном выложенным в интернете записям телефонных разговоров, предположительно состоявшихся между Эрдоганом и его сыном Билялем, так прокомментировал ситуацию вокруг подготовительных курсов: «Даст Бог, мы уничтожим эту проблему, которая нависла над нашим народом, нашей молодежью. Мы решили сделать эти шаги до выборов, чтобы поскорей справиться с ними. Потому что и здесь были интересы «параллельной структуры». И нам нужно было во что бы то ни стало разрушить их планы. Именно поэтому мы идем на это сейчас и покончим с этим до выборов».

Говоря о «параллельной структуре», Эрдоган намекает на движением «Хизмет». Тем самым он признает, что основная причина запрета подготовительных курсов — не решение проблемы с неспособностью средних школ подготовить школьников к вступительным экзаменам, а борьба с надуманным противником. Кроме этого, с начала антикоррупционной операции 17 декабря 2013 г. премьер Турции неоднократно старался отвлечь внимание от коррупционного расследования, называя его «государственным переворотом», заказанным Западом, Америкой, Израилем — всеми, «кто не желает видеть могущественную Турцию», и осуществляемым некой «параллельной структурой». Тем временем, начиная с того самого момента — 17 декабря 2013 г. — правительство уволило или сместило десятки прокуроров, тысячи полицейских. Плюс ко всему выпустило и одобрило законы об усилении цензуры в интернете, реструктуризации судебной системы и полном её подчинении правительству, а также подготовило законопроект о Национальной разведывательной службе (MİT), который существенно расширит полномочия данной службы. Интернет, судебная система и спецслужбы — всё под контролем правительства.