Израильский Институт исследований национальной безопасности (INSS) уверен, что ряд недавних региональных событий, связанных с Турцией, противоречат интересам Израиля.
В недавнем исследовании институт затронул такие проблемы, как недавнее сближение Турции и Ирана, поддержку Анкары Катара в ходе кризиса с государствами Персидского залива, хрупкие отношения Турции с Египтом и то, как Анкара выступила против Израиля во время событий в мечети Эль-Акса в Иерусалиме, которые вызывают беспокойство.
По мнению INSS, ярким примером турецко-иранского сближения является исторический визит в Анкару в августе этого года начальника штаба Вооружённых сил Ирана генерал-майора Мохаммада Хоссейна Багери, ставшего первым официальным визитом после иранской революции 1979 года. Более того, недавняя встреча президентов Рухани и Эрдогана во время мирных переговоров в Астане 9 сентября и многостороннее соглашение о зонах деэскалации в сирийской провинции Идлиб, подписанное двумя странами с Россией, а также запланированный визит турецкого президента в Иран в октябре, свидетельствуют об укреплении связей между Турцией и Ираном.
Что касается экономических отношений, то Турция, Иран и Россия подписали трёхстороннюю сделку по геологоразведочным работам на газ и нефть в Иране. Это особенно важно для Анкары, поскольку в стране отсутствуют источники важных энергетических ресурсов.
«Важнейшими факторами данного сближения являются успехи России и Ирана в укреплении режима Башара Асада и поддержке сирийских курдов, заставившие признать Анкару, что у них нет другого выхода кроме как сотрудничать с победоносной ирано-российской коалицией и попытаться уменьшить потери, понесённые Турцией в ходе сирийской войны», - отмечалось в исследовании, подготовленном аналитиками INSS: экспертом по делам Ирана Симой Шейн и экспертом по Турции доктором Галией Линдиштраус.
Также, похоже, что России и Ирану необходимо сотрудничать с Турцией из-за возможного вреда, который последняя может нанести, о чём свидетельствует поддержка Анкары вооружённой оппозиции в сирийской войне.
В настоящее время Турция фокусирует своё внимание на курдском вопросе, в частности на том, чтобы помешать созданию независимого курдского сообщества на севере Сирии в свете тесного военного сотрудничества между курдами и Соединёнными Штатами в войне против ИГИЛ (запрещена в РФ).
На фоне референдума о независимости Регионального курдского правительства (РКП), интересы Турции и Ирана нашли точки соприкосновения. Иран пригрозил предпринять решительные действия, чтобы противостоять отделению РКП. Турция неохотно принимает решительные меры из-за прочных отношений между Анкарой и Эрбилем.
Что касается расширения общих ирано-турецких интересов, то согласно исследованию, толчком к этому послужил катарский кризис. Турция и Иран поддержали Катар, и помогли ему справиться с последствиями эмбарго. Анкара считает, что её союз с Катаром является одним из немногих стабильных отношений за последние несколько лет. Решение Анкары о создании военной базы в Катаре является явным доказательством прочных отношений между двумя странами.
Кроме того, турецко-иранское сближение совпало с параллельным укреплением отношений между Турцией и Россией. Об этом свидетельствуют заявления президента Эрдогана о закупке у России ракетной системы С-400, что привело к уменьшению контактов между Турцией и США. На данный момент пока остаётся нерешённым вопрос относительно поддержки Анкары Тегерана для преодоления санкций США.
Согласно исследованию, развивающиеся отношения между Турцией и Ираном значительно усугубляют разногласия между Анкарой и Тель-Авивом. Не следует также забывать и о различных позициях двух стран относительно Палестины, связей между Анкарой и ХАМАС, и враждебные заявления Турции в адрес Израиля во время событий в мечети Эль-Акса, которые оказывают негативное воздействие на их отношения.
В заключении в исследовании говорится, что Турция и Израиль не согласны в большинстве вопросов, стоящих на повестке дня безопасности Израиля. И правда в последнее время Турции пришлось изменить свою политику, но эти изменения не отражают глубокое совпадение интересов с Ираном. Однако, что касается интересов Турции и Израиля, то они кардинально расходятся.
МК-Турция, фото Администрация президента Турции