Когда сегодня речь заходит о Саудовской Аравии, всем становится ясно, что хуже уже и быть не может.
Так считает Стивен Кук, напоминая в своей статье для Foreign Police, что в ноябре прошлого года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман вынудил премьер-министра Ливана уйти в отставку и объявить о своём уходе в прямом эфире во время телепередачи в Эр-Рияде. По его словам, тогда на видео было видно, что ливанский премьер делает данное заявление не по своей воле, а под давлением.
«В то же время власти Саудовской Аравии удерживали почти 400 человек в отеле Ritz Carlton в Эр-Рияде по обвинениям в коррупции, освободив их только после того, как они передали значительные суммы наличных денег и активов. Этой весной и летом правительство начало арестовывать женщин-активистов, некоторые из которых уже на протяжении десятилетий ведут борьбу за права женщин, объявив их в конечном итоге предателями», – подчёркивает журналист.
Кук напоминает, что затем в августе, лидеры Саудовской Аравии подвергли критике Канаду из-за сообщений в соцсетях относительно отношения к оппозиции в стране, отменив рейсы, запретив студентам из Саудовской Аравии учиться в университетах Канады, а также переводить больных саудовцев из канадских больниц. Всё это происходило на фоне непродуманной войны в Йемене.
«Теперь исчез саудовский оппозиционный журналист по имени Джамаль Хашагджи, известный своей критикой в адрес высокопоставленных должностных лиц и принцев Саудовской Аравии», – пишет эксперт.
Как известно, журналист пропал 2 октября, после того как пришёл в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле, с тех пор его никто не видел. По словам турецких чиновников, отмечает Кук, Хашагджи был убит в консульстве, а его тело тайно вывезено. Саудовцы, добавляет автор, назвали эту ужасную историю вздором, заявив, что Хашагджи покинул консульство в добром здравии.
«Самый важный вопрос всё ещё остаётся без ответа: что случилось с Джамалем Хашагджи? Кажется, совершенно ясно, что он никогда не покидал консульство. Если он жив и просто исчез из поля зрения, то наверняка кто-то должен был его видеть, должен был остаться след после оплаты кредитной карты, транзакций в банкоматах или кадры с камер видеонаблюдения из аэропорта Стамбула», – считает Кук. Он обращает внимание, что источники в турецкой полиции утверждают, что это было преднамеренное убийство, но до сих пор они не представили никаких доказательств.
Автор статьи также указывает, что информационное турецкое агентство Anadolu, «которое часто сталкивалось с проблемой правдивости публикаций», добавило в историю зловещие сообщения о том, что 15 граждан Саудовской Аравии вылетели в Стамбул на двух разных частных самолётах, прибыв в консульство как раз во время исчезновения Хашагджи. Все они, как отмечало агентство, вернулись на родину 2 октября. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, открестился от этих заявлений, но на следующий день принял ещё более жёсткую позицию. По мнению автора, он либо хотел казаться атипично дипломатичным – саудиты и турки настороженно относятся друг к другу, но делают всё возможное чтобы сохранить дружественные отношения, несмотря на значительные различия – или же у турок есть подозрения, но нет веских доказательств преступлений, совершённых саудовскими гражданами.
«Кроме того, довольно странно, что Хашагджи, покинувший Саудовскую Аравию ради своей безопасности и проживавший в Соединённых Штатах, вдруг решил, что посещение саудовского консульства в Стамбуле намного безопаснее. В прессе сообщается, что журналист отправился туда, чтобы получить документы, подтверждающие, что он не состоит в браке, поскольку развёлся, прежде чем вступить в брачный союз с 36-летней турецкой гражданкой Хатидже Дженгиз. Ещё более странно, что саудовская пресса утверждает, что сын Хашагджи, который все ещё находится в Саудовской Аравии, ничего не знает об отношениях Дженгиз и его отца. Конечно, учитывая огласку, которое получило исчезновение журналиста, сын почти наверняка испытывает значительное давление и поэтому придерживается версии событий Эр-Рияда», – пишет Кук.
По словам обозревателя, в итоге следует отметить, что наиболее остро за свою жизнь и безопасность должны опасаться журналисты, учёные, инакомыслящие и оппозиционеры. Они уже давно стали мишенью правительств ряда стран, но сейчас настал особенно опасный момент, в частности для представителей средств массовой информации. «Турция, главный тюремщик журналистов в мире, не раз похищала последователей религиозного движения Фетхуллаха Гюлена в Азии и Европе, и незадолго до исчезновения Хашагджи один из ближайших советников Эрдогана предупредил, что Турция намерена расставить свои сети по всему миру», - заключает Кук.