«Правительство Эрдогана уходит от попыток решить проблемы»

| Комментарий 605

В то время как правительство Реджепа Тайипа Эрдогана подчёркивает неизменность и устойчивость, оно всё больше отдаляется от своей попытки решить проблемы и перспективы на будущее. Трудности оппозиции, которая была вовлечена в долгосрочные поиски путей изменения политического ландшафта, теперь сменились кризисом правительства.

Наступил последний месяц 2019 года, и, как всегда, тема ожиданий от Нового года поднялась. Среди обсуждаемых вопросов: возможное появление новых политических партий и вероятность досрочных выборов, а также реалистичность объявленных правительством экономических целей. Что касается внешней политики, то на повестке дня будут стоять интервенции в Восточном Средиземноморье и Ливии, а также Сирии. Ранее я писал, что повторяющиеся паттерны турецкой политики были общим фатализмом и идеей, что граждане почти не интересуются ничем, кроме экономики. Было бы разумно рассмотреть причины, стоящие за кажущейся неизменной природой турецкой политики.

Чтобы определить, могут ли политические тенденции измениться в следующем году или в ближайшем будущем, лучше всего обратиться к данным, собранным надёжными компаниями-опросниками. Согласно данным за ноябрь от KONDA, распределение голосов между правительством и оппозицией близко к тому, что было в 2018 году. Исследование, проведённое Metropoll, даёт аналогичные результаты. Однако исследования, проведённые обеими консультационными службами, также показывают, что доля неопределившихся избирателей неуклонно растёт. Бекир Агырдыр, генеральный директор KONDA, говорит, что провластные, оппозиционные и нерешительные избиратели теперь составляют три набора, которые почти равны по численности. Они состоят из тех, кто будет голосовать за правительство, несмотря ни на что, тех, кто никогда не откажется голосовать за оппозицию, и тех, кто не знает, что они будут делать. В отличие от решённых избирателей, нерешённые будут действовать в соответствии с конъюнктурными причинами или конкретными вопросами, которые сначала привели к их нерешительности. Как было видно на повторных выборах в Стамбуле, эта часть электората может повлиять на общий результат выборов.

Исследователи, пытающиеся предсказать конечные результаты, не имеют другого выбора, кроме обработки статистической дисперсии неопределившихся. Тем не менее, сначала нужно посмотреть на основные голоса. Анализируя ситуацию не только за этот год, но и за последние пять лет, мы видим, что страна не разделена на равные части, как это часто говорят. Впечатление мажоритарной политики и аномалии в нашей президентской системе создают оптическую иллюзию. Число догматичных и поляризованных избирателей гораздо меньше, чем принято считать.

Неизменность поведения избирателей обычно объясняется поляризацией и жёсткостью, создаваемыми политикой идентичности, способностью правительства продвигать вопросы внешней политики и безопасности и манипулировать националистическими заблуждениями. Тем не менее, ограничения аргументации поляризации и политики идентичности стали очевидными с эрозией одной четвёртой голосов за правящие партии в течение последних пяти лет. Исследование, проведённое Metropoll за последние три месяца, показывает, как быстро упали недавно набранные голоса из-за сирийской военной операции. Даже то влияние, которое попытка переворота 15 июля оказала на поведение избирателей, не продлилось или не могло быть продлено более чем на шесть месяцев. После того, как эти данные будут рассмотрены, бросается ли в глаза, что такие рычаги, как национализм, война, вражда и «атаки крестоносцев», не являются такими сильными якорями, как это часто предполагается.

Снижение поддержки правительства отражено в цифрах обследований удовлетворенности и доверия. С другой стороны, переменные, которые непосредственно влияют на поведение избирателей, такие как экономический спад, безработица и инфляция, не вызывают ожидаемых сдвигов в голосовании. По мере того как учёные мужи пытаются объяснить это явление, поднимаются «культурные факторы», такие как подчинение и доверие. Подчёркивается также способность правительства менять повестку дня.

Напротив, экономическая неудовлетворённость становится всё более определяющим фактором. Вера в то, что экономика не улучшится в ближайшем будущем и что она плохо управляется, также влияет на избирателя, который поддерживает правительство. Мы достигли той стадии, когда люди сомневаются, что правительство действительно может разрешить кризис, в котором оно находится. Мы можем назвать это четвёртой фазой кризиса, где ощущается социальная депрессия, как отметил профессор Коркут Боратав на экономическом конгрессе Демократической партии народов (ДПН).

Глобальная экономическая конъюнктура, возникшая против турецкого правительства, теперь предоставляет новые возможности с точки зрения «устойчивости». На эту тему Умит Акчай уже писал об изменении конъюнктуры, дающей преимущества правительству. Когда кризис стал очевидным, правительство сделало важный политический выбор и сделало упор на устойчивость, а не на свою способность решать проблемы. Президент Реджеп Тайип Эрдоган не реализовал ни одной из политик, которые постоянно провозглашались, и министр экономики издевался над теми, кто ожидал структурных пакетов. Подчёркивание устойчивости влечёт за собой политический отход от обещания решения проблем и от низов, которые рассматривают проблемы как структурные. Динамика, сдерживающая последствия кризиса для превращения его в политический прорыв, может в то же время замедлить «косметическое» балансирование правительства в поддержании его политической поддержки.

Политика блоков и поляризации не раскалывает электорат пополам, как это утверждается. Национализм, к которому чаще всего прибегает правительство, не даёт ничего, кроме временного допинга, и его эффект постоянно ослабевает. Отсутствие драматического краха в результате экономического кризиса и вовсе не означает, что он действительно фигурирует в повестке дня. В то время как правительство делает упор на неизменность и устойчивость, оно всё больше отклоняется от своей цели решения проблем и перспектив на будущее. Эти динамичные сегменты — городское и молодое население — имеют приоритетные потребности, и их ожидания быстро меняются. Система 50+1 и схема альянсов не дают никаких тактических преимуществ. Наоборот, риск повышается. Трудности оппозиции, которая была вовлечена в долгосрочные поиски путей изменения политического ландшафта, теперь сменились кризисом правительства. В целом, кажется вероятным, что будущие выборы ознаменуют перемены.

Кемаль Джан, Duvar