Через неделю после того, как Конституционный суд Турции постановил, что арест Джана Дюндара и Эрдема Гюля – двух видных журналистов газеты Cumhuriyet – нарушил их основные гражданские права, местный суд выдал ордер на незаконное поглощение крупнейшей медиа-группы в Турции – Feza Zaman Inc., которая включает в себя издания Zaman, Today’s Zaman, информационное агентство Cihan и журнал Aksiyon.
Президент Эрдоган, воспринявший решение Конституционного суда как вызов, брошенный его власти и президентским амбициям, заявил, что не уважает и даже не признает решение Верховного суда.
Это произошло сразу после того, как бывший президент Абдуллах Гюль предпринял некоторые шаги и сделал замечания, которые были расценены как признаки зарождения новой правоцентристской партии, способной бросить вызов намерениям Эрдогана ввести в Турции президентскую форму правления.
Многие считают, что одной из причин решения Эрдогана незаконно захватить медиа-группу Zaman было желание заглушить голос растущей оппозиции, центром кристаллизации которой стали Абдуллах Гюль и ведущие политики из Партии справедливости и развития (ПСР), такие как Бюлент Арынч, Хусейн Челик, Садеттин Эргин и Нихат Эргюн. Надо сказать, эти же политики начали критиковать Эрдогана еще до того, как Конституционный суд вынес решение относительно Джана Дюндара и Эрдема Гюля.
Некоторые также полагают, что Эрдоган и члены его семьи могут столкнуться с международными судебными исками, в том числе касающимися незаконной торговли нефтью с ИГИЛ. Поэтому Эрдоган, стремящийся к неограниченной президентской власти, сделает всё возможное, чтобы заставить замолчать критически настроенные СМИ.
Так, итальянский прокурор уже открыл дело в отношении Биляля Эрдогана, сына президента Эрдогана, с целью расследовать заявления о его причастности к переводу крупных денежных сумм в Италию в сентябре прошлого года, что привлекло огромное внимание средств массовой информации по всему миру. Недавние заявления Российской Федерации в ООН относительно предполагаемого участия Турции в незаконной торговле нефтью с ИГИЛ может привести к тому, что в прессе замелькает имя Берата Албайрака – зятя Эрдогана.
Вне зависимости от действительных причин, сподвигших Эрдогана к незаконному захвату и поглощению Zaman, очевидным является тот факт, что Эрдоган хочет заставить замолчать все критические голоса. Для многих это был один из самых мрачных дней в истории Турции, и, кажется, он не будет последним.
«Это еще один удар по свободе прессы и демократии в Турции. В конечном счете, когда различные мнения могут свободно попадать в эфир, это способствует усилению страны и укреплению ее стабильности», – высказался обладатель Пулитцеровской премии журналист Пол Мозес.
Профессор Новой Школы в Нью-Йорке Лаухона Гангули отмечает, что поглощение медиа-организаций является вопиющим и позорным шагом, ведущим к подрыву демократии в стране, и это именно то, что мы, к сожалению, сегодня наблюдаем в Турции.
«Очень важно, чтобы критические голоса процветали в демократическом обществе, и этому откровенно политическому акту захвата медиа-организации, пусть даже и осуществленному по решению суда, должны противостоять все – не только люди в Турции, но и демократические общества по всему миру», – сказала она.
Гангули заявила: «Угроза свободной прессе и демократии в одной стране сегодня оказывает влияние на свободную прессу и демократические движения по всему миру. Настало время для Европейского союза, в частности, приступить к более конкретным действиям и заявлениям, осуждающим этот акт со стороны турецкого правительства, направленный против свободы слова».
Джойс Дэвис, известная американская писательница и эксперт по Ближнему Востоку, подчеркнула, что люди, которые любят Турцию, сильно расстроены этим незаконным захватом.
«Свободная пресса – основа любой демократии. Турция явно движется по пути к диктатуре. Это вызывает тревогу не только у турецкого народа, но и у всего мира», – сказала она.
Одной из самых больших ошибок президента Эрдогана за всё время его правления стал незаконный приказ о захвате медиа-группы.
Эрдоган уже потерял право быть частью цивилизованного и демократического мира. Единственная надежда, которая осталась у него с этого момента, – добиться своей цели установить автократическую систему правления, где нет системы сдержек и противовесов, чтобы противостоять системе.
Любая попытка со стороны Партии справедливости и развития изменить Конституцию в ближайшем будущем не ставит своей целью содействовать развитию гражданских прав и демократии. Цель этих изменений – удовлетворить амбиции Эрдогана, его стремление стать президентом Турции, наделенным исполнительной властью. Ограничивая свободу слова и захватив более 70 процентов СМИ, Эрдоган, по сути, лишил турецких избирателей возможности принимать свободные и обоснованные решения в ходе выборов. Закон позволяет правительству контролировать Интернет и блокировать любой контент, что также является серьезным препятствием для гражданских свобод и демократии.
Последние события показывают, как цензура прессы в Турции была активирована через разветвленную сеть государственной власти, коммерческих сил и самоцензуры.
Множество журналистов всё еще находятся в тюрьмах Турции. Кроме того, средства массовой информации под контролем Эрдогана проводят клеветнические кампании и охоту на ведьм против оппонентов Эрдогана. От авторитарного характера правительства Эрдогана страдают не только журналисты, но и заслуживающие доверия профессора и бизнес-элита. Многие уважаемые бизнесмены оказались в турецких тюрьмах из-за того, что их заподозрили в симпатиях к одному из самых мирных общественных движений в мире, известному как движение Гюлена.
Автор Айдоган Ватандаш www.twitter.com/aydogan29