«Послание Эрдогана» - своего рода пиар-акция, никакого встречного движения не могло быть без предварительных закрытых консультаций между Москвой и Анкарой, где, вероятно, и были обозначены некие параметры «налаживания двусторонних отношений».
Думаю, что как мотивацию Анкары и Москвы, так и вероятный ход последующего развития событий, нужно рассматривать в нескольких аспектах.
Суммарные экономические связи между странами накануне конфликта находились на достаточно высоком уровне, и от конфликта и связанных с ним санкций страдали как турецкая, так и российская стороны. Это относится как к масштабным межправительственным проектам - «Голубой поток», строительство АЭС «Аккую», так и к таким сферам, как поставки из Турции сельхозпродукции, деятельность турецких строительных компаний в России, транзит товаров по российской территории в направлении Казахстана, Китая. Ну, и конечно, туризм.
Думаю, что возврата к прежним уровням сотрудничества не будет даже в самой отдалённой из обозримых перспектив. Многие из ранее достигнутых по межправительственным проектам договорённости теперь будут подлежать пересмотру, это серьёзный откат назад во времени, как минимум. Мировые рынки и их акторы, как в газовой сфере, так и в области ядерной энергетики, не стоят на месте, и обеими сторонами конфликта в прошедшее время наверняка рассматривались альтернативы, менялись какие-то из позиций.
Рынок сельхозпродукции за это время серьёзно заполнился иранскими поставщиками, определённый сегмент заняли производители из Средней Азии, кое-где и в России есть подвижки по импортозамещению в этой сфере. Возврата, опять-таки, не предвидится, по крайней мере, в прежних объёмах. Транзит турецких товаров в Казахстан и Среднюю Азию, и далее в Китай, и обратно, серьёзно сместился на грузинско-азербайджанско-казахстанский маршрут. За период конфликта грузооборот одного только казахстанского порта Актау вырос в 8 раз. Конечно, какая-то часть грузов вернётся на старые маршруты, но думаю, что не слишком значительная.
Туризм - особая сфера. Энтузиазм турфирм понятен, но в российском обществе за прошедшее время изменились представления о Турции. В Турции де-факто идёт гражданская война, происходят серийные теракты, в такой динамике в предшествующие годы их никогда не случалось. Турция - один из важнейших модераторов террористических группировок, действующих в Сирии, против которых Россия ведёт войну. Эрдоган и его правительство при всех их допустимых благих намерениях не в состоянии будут контролировать эту сферу, а теракты в отношении российских туристов в этой ситуации более чем вероятны. Надеюсь, потенциальные туристы это должны понимать.
Переходя к политической сфере, необходимо констатировать следующее. Турция для России - сосед и важный партнёр. Но это тот случай соседства, при котором всегда нужно помнить о необходимости держать определённую дистанцию. Какого-то стратегического разворота турецкой политики я не прогнозирую. Думаю, что и докризисные декларации о некоем стратегическом партнёрстве со стороны России были чрезвычайно опрометчивы. Не припомню хотя бы намёков на вероятность выхода Турции из НАТО, не вижу никаких признаков её отхода от роли проводника интересов западного сообщества.
В Сирии политика Турции не может измениться по определению, поскольку она, эта политика, в высокой степени управляема извне партнёрами Анкары. Которые, в свою очередь, просто не позволят Эрдогану (даже если бы он захотел подобное) изменить назначенные сценарии. Может, конечно, случиться краткосрочная имитация, но куда девать действующие на территории Турции базы по подготовке боевиков, функционирующие маршруты транзита и боевиков, и снабжения их на сирийской территории? Никто не отменял и базовых противоречий между Москвой, Дамаском и Тегераном - с одной стороны, и Анкарой, Дохой, Эр-Риядом и Вашингтоном вкупе с европейцами - с другой. Помимо Сирии существуют как многолетняя поддержка Турцией сепаратистских для России террористических движений на Северном Кавказе, в Поволжье, так и антироссийский вектор политики Анкары, связанный с Крымом. Для Турции это - принципиальные вопросы её внешней политики, легче поменять правящую элиту, чем отказаться от этих направлений, которые имеют мощнейшую поддержку как в самой Турции, так и среди её действительных союзников и партнёров. Примирение может носить только локальный, во многом - имитационный, и вовсе не обязательно долгосрочный характер.
Александр Князев