24 ноября 2015 г. на границе с Сирией турецкий истребитель F-16 сбил российский бомбардировщик Су-24. Этот инцидент вмиг разрушил российско-турецкие отношения, которые еще днем ранее находились на столь высоком уровне, какого никогда в истории двух стран не было за минувший век.
Можно сказать, что 24 ноября 2015 г. открылась новая страница в истории отношений двух стран, напоминающая эпоху холодной войны.
Российский бомбардировщик, размещавшийся на военной базе в Сирии, где российские корабли и самолеты базируются давно и, по всей видимости, будут там еще долго, был сбит за нарушение турецкого воздушного пространства в течение 17 секунд. Причем, как утверждала российская сторона, «самолет был сбит в четырех километрах от границы, внутри Сирии». Турецкий истребитель мог бы не сбивать самолет, а вынудить его покинуть воздушное пространство Турции, если такое нарушение действительно было. Тогда отношения не испортились бы и кризиса удалось бы избежать, но, как известно, в истории не бывает сослагательного наклонения.
Президент России В. Путин в первом своем выступлении после инцидента сказал, что этот день будет иметь самые серьезные последствия для российско-турецких отношений, и использовал в своей речи жесткие слова из риторики времен холодной войны. В. Путин сказал, что «Россия получила удар в спину от пособников терроризма». После его заявления Министерство обороны России опубликовало видеозапись полета российского самолета, которая показывала отсутствие нарушения воздушного пространства Турции. На видеозаписи видно маршрут полета самолета, приближение турецких истребителей, момент нанесения удара и графическое изображение полета. Из видеозаписи также следует, что самолет в момент удара находился внутри границ Сирии.
В. Путин и Д. Медведев, подчеркивая, что Турция не просто соседнее государство, но и страна, которую они считали другом, выступили с жесткими заявлениями: «Мы знаем, что Турция закупает значительное количество нефти у ИГ». Еще одним обстоятельством, которое очень сильно задело двух лидеров, и это чувствовалось в их речах, было то, что Турция сразу после падения самолета сообщила об этом не России, а доложила НАТО.
Важно продолжать диалог для смягчения взаимной риторики и предотвращения возможных рисков в будущем. В этой связи самый действенный инструмент — общественная дипломатия. Следует обратить особое внимание на общественные организации, культурные центры, ассоциации бизнесменов, которые сейчас могли бы выполнять эту архиважную миссию.
Санкции и потери
После того как стало понятно, что сбитый самолет был российским, этот трагический инцидент стал обсуждаться во всех новостных сводках. Критика из уст официальных властей, ультимативные заявления поступали со все нарастающей интенсивностью и тяжестью риторики. Каждое из заявлений, сделанных сторонами, по сути, указывает на неизбежность резкого падения двустороннего торгового оборота, который достигал почти 40 млрд долл., что приведет к неизбежному усугублению кризиса в каждой из стран.
Министр иностранных дел России С. Лавров заявил об отмене своего визита в Турцию, запланированного на 25 октября 2015 г. Было принято решение об отмене назначенного на середину декабря 2015 г. заседания российско-турецкого совета сотрудничества высшего уровня, которое должно было пройти в Санкт-Петербурге. Вечером того же дня появилось заявление Министерства обороны России о прекращении всех контактов по военной линии с Турцией. Глава российского агентства по туризму выступил с заявлением о том, что российским туристам не стоит посещать Турцию. Крупные российские туроператоры, такие как Натали Турс и Анекс Тур, прекратили продажу путевок в Турцию. Российская футбольная ассоциация приняла решение отменить все зимние сборы команд в Турции. Перед посольством Турции в Москве начались протестные выступления. Министерство иностранных дел России заявило, что Турция — небезопасная страна для граждан России.
Был оглашен список санкций в сфере поставок продуктов питания. Российское правительство распорядилось усилить контроль за поставляемыми в Россию продуктами питания и сельхозпродукцией, рекомендовало российской службе санитарного контроля ввести дополнительные процедуры проверки на таможенных пунктах всей турецкой продукции. Россия запретила продажу кур и индеек из Турции с 1 декабря 2015 г. Полагаю, что влияние кризиса на торговые отношения станет гораздо более ощутимым через несколько месяцев. Дмитрий Медведев дал распоряжение разработать пакет ответных мер на действия Турции. Этот пакет особых экономических мер был представлен лично В. Путину и вступает в силу с 30 декабря 2015 г.
В тот же день российская эскадра в Средиземном море направила к побережью района, где был сбит российский самолет, военный корабль с противовоздушной системой С-300 на борту. С 26 ноября 2015 г. противоракетная система С-400 находится на военной базе Хмеймим в Латакии. Это означает, что Россия на границе с Турцией продолжит уничтожать все группировки и формирования, которые будет считать террористическими, с помощью противовоздушной системы С-300 и ее модификации — системы С-400, призванной уничтожать ракеты малой, средней и большой дальности.
Россия и Турция сегодня во всех контактах демонстрируют враждебность по отношению друг к другу. Эта враждебность вышла уже за границы идеологии государств и стала личной проблемой между президентами двух стран. В риторике В. Путина и российских государственных деятелей громче всего слышны осуждения не столько Турции, сколько лично Р. Эрдогана, а это показывает, что пока Р. Эрдоган у власти, отношения между Россией и Турцией не смогут вернуться к былому уровню.
Политический кризис не замедлил отразиться и на экономике. Трагический конфликт между Россией и Турцией больно ударил по рынкам обеих стран. За неделю лира подешевела по отношению доллару на 3,71%, а российский рубль — на 2,48%. Биржи обеих стран в минусе, стамбульская биржа потеряла за неделю 6,25%, российская — 3,60%. Российская биржа закрыла неделю с падением в 2,10% и опустилась на уровень 856 300 пунктов, стамбульская биржа закрыла неделю с ростом на 0,85% до 75 638 пунктов.
Очевидно и то, что Россия и Турция отброшены на многие годы назад в торговле, энергетике, безопасности и региональных проектах. Возвращение к прежнему уровню отношений станет возможным спустя очень длительное время. Москва и Анкара утратили доверительность в своих отношениях, и в случае дальнейшей эскалации кризиса политика многих стран региона, от Северной Африки, Средней Азии и до Балкан, станет претерпевать структурные изменения.
По неофициальным данным, в России проживает около 50 тысяч турецких граждан, в Турции — около 300 тыс. россиян. На сегодняшний день число смешанных российско-турецких браков превысило 100 тыс.
Возможно ли возвращение многопланового партнерства?
Несмотря ни на что, обе страны нуждаются друг в друге, во многих отраслях. Возможно ли возвращение многопланового партнерства?
Несмотря ни на что, обе страны нуждаются друг в друге, во многих отраслях — от туризма и строительства до продовольствия и энергетики. Турция больше зависит от России, чем Россия от Турции. Турция — энергозависимая страна, ее энергосистема привязана к России. Турция закупает значительные объемы природного газа, нефти и угля у России. Если политический кризис перейдет в энергетический кризис и начнутся перебои с поставкой энергоносителей, Турция может столкнуться с трудностями. Природный газ, поступающий в Турцию, используется для производства электроэнергии и отопления. Годовой импорт газа в страну составляется 49,2 млрд кубометров, большая часть этих поставок идет из России.
Череда стремительных изменений в странах, географически близких к Турции и России, была на пользу развитию многопланового сотрудничества обеих стран. Двусторонние отношения развивались в экономике, политике и культуре, и поэтому все региональные кризисы имели минимальный негативный эффект на развитие отношений. Позднее начали расширяться социальные связи, которые выступили в роли катализатора развития дальнейших отношений на всех уровнях. Лидеры во время частых встреч подчеркивали, что стратегические цели партнерства — это развитие энергетического сектора, транспортного сообщения и военного сотрудничества.
В ответ на последовавшие после инцидента 24 ноября жесткие официальные заявления представители бизнеса двух стран, общественные организации, институты и население стали выступать с призывами сохранять спокойствие и здравый подход в разрешении этой ситуации, продолжать диалог. По неофициальным данным, в России проживает около 50 тысяч турецких граждан, в Турции — около 300 тыс. россиян. На сегодняшний день число смешанных российско-турецких браков превысило 100 тыс.. Объявленные санкции прежде всего негативно отразятся на жизни этих людей. Важно продолжать диалог для смягчения взаимной риторики и предотвращения возможных рисков в будущем. В этой связи самый действенный инструмент — общественная дипломатия. Следует обратить особое внимание на общественные организации, культурные центры, ассоциации бизнесменов, которые сейчас могли бы выполнять эту архиважную миссию.
Ариф Асалыоглу, Генеральный директор Международного института развития научного сотрудничества (МИРНаС) Оригинал статьи на сайте РСМД