Поскольку 25 ноября в мире отмечается Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, хорошие новости из Турции заключаются в том, что внимание к проблеме прав женщин является широко распространённым явлением в стране.
«Поляризация» — это модное слово, которое передаёт разногласия в восприятии, которые формируются политическими расколами внутри Турции. Психика и мнения общественности в основном формируются партийной идентичностью, идеологическими позициями и политической риторикой. Иными словами, политика в значительной степени определяет то, как воспринимаются социальные и политические «реалии». Но некоторые вопросы объединяют общественное мнение в Турции. Окружающая среда является одним из таких вопросов, который «выше политики». И права женщин, насилие в отношении них и жестокое обращение с детьми — это вопросы, которые также объединяют Турцию.
Одна из ведущих избирательных компаний Турции, MetroPOLL, недавно сосредоточилась на общественном отношении к проблеме насилия в отношении женщин. Во-первых, широко распространена информация о насилии в отношении женщин и детей: почти всё турецкое общество, около 100%, осведомлено о новостях, связанных с насилием и жестоким обращением. Около 76% населения следит за новостями о насилии в отношении женщин по телевидению и около 55% — в социальных сетях.
Согласно данным MetroPOLL за сентябрь 2019 года, почти 90% населения считают, что насилие в отношении женщин увеличилось в последнее время. А общественность считает судебную и политическую сферы виновными в росте насилия в отношении женщин. Около 65% считают, что судебная система не работает эффективно, когда речь заходит о случаях насилия в отношении женщин, а 66% считают, что политики не делают достаточно для предотвращения таких случаев. Пересекая партийные линии, более 85% утверждают, что насилие в отношении женщин неприемлемо независимо от обстоятельств.
Напомним, что 378 женщин были убиты только в 2019 году, согласно данным, собранным Anıt Sayaç (Monument Counter), низовой инициативой, которая ведёт цифровой учёт числа женщин, убитых с 2008 года, несмотря на то, что получение официальных данных о фемицидах с годами становится всё более трудным. Только в сентябре 2019 года в Турции были убиты 53 женщины.
Эти цифры пугают, и каждая убитая женщина оставляет после себя драматическую историю. Они, как правило, подвергаются насилию в течение многих лет, и не могут найти защиту или положить конец насилию или моббингу, причиняемому близким родственником, мужем, партнёром, начальником, коллегой или просто некоторыми мужчинами рядом.
Ужасные случаи, такие как убийство Эмине Булут, которую муж зарезал прямо на глазах у их 10-летней дочери, очевидно, глубоко врезались в общественную психику. Но каким-то образом нативизм побеждает в политике с помощью консервативной риторики, которая защищает «уменьшающиеся права мужчин» и сетует на потерю семьи и традиционных ценностей.
С одной стороны, такая распространённость убийств женщин отнюдь не является уникальной для Турции. Десятки тысяч человек вышли на улицы Парижа и других французских городов 23 ноября в знак протеста против насилия в семье. Около 130 женщин, как полагают, были убиты своим партнёром или бывшим партнёром во Франции с начала 2019 года. Несмотря на то, что проведение уличных протестов становится всё более сложной задачей в Турции из-за вмешательства полиции, тысячи обычных женщин и активисток продолжают публичные демонстрации, посвящённые всемирно важным датам — 25 ноября и 8 марта, Международному женскому дню.
Особенно большое число жестоких убийств женщин в Турции вызывает тревогу, поскольку здесь был подписан один из самых важных международных документов последнего времени, направленных на предотвращение насилия в отношении женщин, — Конвенция Совета Европы «О предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье», также известная как «Стамбульская конвенция». Эта международная конвенция была создана в 2011 году с целью предотвращения насилия в отношении женщин и прекращения безнаказанности виновных; Турция является одним из её участников.
Консервативные и исламистские группы начали всё более громко заявлять о Стамбульской конвенции, утверждая, что она «подрывает семейные ценности», «демонизирует мужчин» и «одобряет гибридные гендерные роли». По иронии судьбы, такие круги также осуждают ассоциацию женщин и демократии (KADEM), вице-президентом которой является дочь президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Сюмейе Байрактар. Сам президент Эрдоган недавно заявил, что «Стамбульская конвенция не является нашим стандартом, соглашение не является обязательным».
Это не женщины отступают от Стамбульской конвенции, а популизм, который доминирует в политической сфере Турции: нативистские аргументы проникают и диктуют политическую риторику и стратегии.
Как упоминалось ранее, общественность занимает чёткую позицию в отношении насилия в отношении женщин, и данные подтверждают, что права женщин были интернализованы и поддерживаются значительной частью общественности. Октябрьские данные MetroPOLL показывают, что более 90% населения считает, что девочкам и мальчикам должны быть предоставлены равные образовательные возможности в семьях и в обществе в целом. И более 80% считают, что женщины должны быть так же свободны, как и мужчины, чтобы жить так, как им нравится, иметь социальную жизнь и определять свой собственный выбор. Кроме того, 84% утверждают, что женщины должны быть частью рабочей силы наравне с мужчинами.
Главной причиной совершения насилия в отношении женщин в Турции, по-видимому, являются не общественные настроения, а нативистский оппортунизм политиков и других групп, которые хотели бы получить власть с помощью подобной и популистской риторики. Хотя Турция ни в коем случае не является уникальным примером на этом фронте, некомпетентность и политизация судебной системы ухудшают положение женщин, поскольку число их убийств продолжает расти и расти.
Сезин Оней, Duvar