Что делал глава турецкой разведки Фидан в ночь попытки переворота

| Комментарий

До сих пор нет точной информации о том, что происходило в Турции в ночь, когда была предпринята попытка военного переворота.

Однако не так давно стало известно, что еще в 16:00 в пятницу сотрудники Национальной разведывательной организации Турции (MİT) получили данные о готовящемся путче, но так и не проинформировали об этом президента и премьер-министра.

«Я узнал о готовящемся перевороте от зятя», «разведка показала свою беспомощность», «я звонил главе разведывательной службы, но он не ответил», — подобные заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которые он делал, выступая на телевидении после неудавшейся попытки путча, наталкивают на вопрос о том, чем же все-таки занимался в ту ночь глава MİT Хакан Фидан?

В беседе с агентством Reuters президент детально описал происходившее в ту ночь.

«Мне позвонил зять и сказал: «В Стамбуле проблемы. У дворца Бейлербей военные перекрывают дороги. Не дают проехать на мост». Сначала я не поверил. Позвонил главе Национальной разведки, но не смог дозвониться. Главе Генштаба тоже не дозвонился. Мы с премьер-министром приложили все усилия, чтобы связаться с ними. Хотя это и было сложно, но, в конце концов, мы смогли установить контакт», - рассказал президент.

Еще до этого интервью из сообщений Национальной разведывательной организации Турции и Вооруженных сил страны стало известно о том, что первая информация о перевороте, как упоминалось выше, была получена до его начала — в 16.00 в пятницу, после чего Хакан Фидан отправился в ведомство главы Генштаба Хулуси Акара. Через некоторое время после окончания этой встречи Акар был взят путчистами в заложники. Так что критика президента в адрес разведывательной службы, которую он назвал слабой и беспомощной, является резонной.

Почему Фидан не предупредил президента?

Первый и самый главный вопрос, который возникает в ходе анализа данной ситуации, — почему Фидан, встретившись с Акаром, не предупредил о перевороте президента Эрдогана? Национальная разведывательная организация не делает каких-либо официальных заявлений на этот счёт. Однако журналистка газеты Milliyet в Анкаре Серпиль Чевикджан 21 июля опубликовала статью на основании сведений, полученных «напрямую от источника». В материале говорится, что разведка, как это обычно бывает, проанализировала полученные сведения по своей особой схеме и сначала намеревалась получить им подтверждение. Около 16 часов Фидан позвонил главе Генштаба, а спустя два часа отправился в штаб-квартиру. После совещания, как затем подтвердили Вооруженные силы Турции, было закрыто воздушное пространство страны, в том числе и для военных самолетов. В заявлении говорилось и о том, что к 19:26 были завершены все необходимые действия по приостановке полетов.

Почему Эрдоган не дозвонился до Фидана?

Президент Эрдоган в своей речи упомянул еще об одном факте: в беспокойную ночь с пятницы на субботу он смог, хоть и поздно, связаться с премьер-министром, но так и не дозвонился до главы Национальной разведки. Как сообщили Серпиль Чевикджан источники в разведывательной службе, Хакан Фидан лично позвонил начальнику охраны президента Мухсину Косе, который находился с Эрдоганом в Мармарисе. Фидан не упомянул о перевороте, но спросил, приняты ли меры для защиты от какой-либо угрозы с моря, суши или воздуха. «Меры приняты», - ответил Фидану Косе.

Премьер-министр тоже не смог дозвониться

Тем не менее остается загадкой, почему президент не смог связаться с главой Национальной разведывательной службы. Согласно сведениям, предоставленным разведкой, Фидан, узнав о нападении на департамент полиции в Анкаре, переехал в безопасное место, откуда при помощи рации и спутникового телефона и руководил операцией. Он также находился в постоянном контакте с президентом и премьер-министром.

Но, как отмечается, не только президент не смог связаться с главой разведки.

Как сообщает в своем материале журналист газеты Hürriyet Абдюлькадир Сельви, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым также безрезультатно звонил Фидану. Об этом он заявил в ходе заседания Совета министров. «Первым делом я позвонил главе Генштаба, но не смог с ним связаться. С главой Национальной разведки удалось поговорить только около 11 часов вечера», - отметил Йылдырым.

Таким образом, вопросы о том, как долго и по какой причине глава Национальной разведывательной организации не мог связаться с президентом и премьер-министром, остаются без ответа.

Редакционная статья издания «Ярына бакыш» (Yarina Bakış)