«Турецкий поток» рисковый, однако он усиливает позиции РФ в диалоге с ЕС

| Комментарий

Возобновление российско-турецких контактов по строительству «Турецкого потока» усиливает позиции Москвы на переговорах со странами ЕС, в том числе по «Северному потоку - 2».

Хотя сам проект трансчерноморского трубопровода чреват и политическими, и экономическими рисками, считают эксперты, опрошенные ТАСС.

ЕС беспокоится

Заявления Москвы и Анкары о возможном возобновлении проекта «Турецкий поток» встретили в ЕС с беспокойством, поскольку его реализация увеличит зависимость Европы от российского газа, сообщило накануне агентство Рейтер со ссылкой на дипломатические источники. По словам одного из них, после запуска этого газопровода у России отпадет необходимость в использовании Украины для транзита газа в Европу, а иные варианты поставок газа из Каспийского региона будут перекрыты. Россия и Турция спустя почти год после последних официальных переговоров о судьбе проекта «Турецкий поток» вернулись на прошлой неделе к обсуждению проекта газопровода. Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи на встрече с главой Минэнерго РФ Александром Новаком заявил, что политические решения по газопроводу «Турецкий поток» уже имеются, а конечный импульс этому проекту будет дан на встрече глав РФ и Турции, которая пройдет 9 августа в Санкт-Петербурге. «С точки зрения потребности Турции в природном газе мы открыты к строительству первой ветки «Турецкого потока», - подчеркнул турецкий министр. Таким образом, позиция турецкой стороны не изменилась по сравнению с 2015 годом, когда Анкара была готова подписать соглашение только по одной нитке газопровода. «Газпром» настаивал на двух нитках, а до подписания соглашения отказывался предоставлять турецкой госкомпании Botas обещанную скидку на газ. «Газпрому» новый газопровод по дну Черного моря потребовался в качестве альтернативы отмененному из-за разногласий с властями ЕС «Южному потоку», задуманному для отказа от транзита газа через Украину. Проект «Турецкий поток» был подготовлен российской стороной: в РФ полностью готова инфраструктура для поставок газа в черноморскую магистраль, закуплены трубы для морской части, заключены контракты на строительство морской магистрали.

Маршрут второй нитки газопровода

Возобновление переговоров по «Турецкому потоку» дает России лишь плюсы, считает руководитель аналитического управление Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. «Причем не так уж важно, по какому количеству ниток сейчас договорятся: одна нитка закрывает Турцию, ее потребности; если будет другая, Турция уже становится транзитером. Но мы желали бы подстраховаться и, возможно, обеспечить разделение трансчерноморского проекта, который сейчас называют «Турецкий поток», а прежде называли «Южный поток»«. Тогда, напоминает эксперт, речь шла о 64 млрд кубометров в год, сейчас - о 32 млрд кубометров. Мощность доставки газа по дну Черного моря - в Европу ли, в Турцию ли - пока ориентировочно 32 млрд кубометров. Это две линии по 16 млрд кубометров, одна из которых пойдет для нужд Турции, а со второй возможны варианты, не исключено, что она пройдет через Турцию. «А может быть, если Россия поменяет свою позицию, на морской границе Турции и Болгарии будет разделение трубы, то есть в какой-то степени будет реанимирован «Южный поток», и эти 16 млрд кубометров пойдут в Европу через Болгарию», - предположил эксперт. «Вполне возможно, что будут предприняты попытки реанимировать маршрут через Болгарию, - говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. - Если вторая нитка пройдет через Турцию, то эта страна автоматически станет транзитером, а с политической точки зрения Европа этого не хочет, потому что это усилит позиции Анкары. Но чтобы получить газ через Болгарию, нужно преодолеть внутреннюю зашоренность, потому что есть определенный круг людей, которые играют против российского газа в Европе». В случае прокладки второй нитки через Турцию проигрывают три европейские страны - Болгария, Румыния и Украина, напомнил эксперт. Не надо забывать, что у европейцев во главу угла поставлена задача снижения зависимости от российского газа, подчеркивает научный сотрудник Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Светлана Мельникова. «Поэтому любой новый проект из России ими воспринимается не как диверсификация маршрутов, а как рост зависимости все от одного и того же источника. К тому же сейчас потребление газа в Европе падает, рынок перенасыщен газом вообще, а особенно СПГ, которого в ближайшие годы будет хоть залейся. Демпинг при поставках СПГ неизбежен, как и резкое возрастание конкуренции на европейском рынке газа. Это серьезный вызов, который нужно очень трезво оценивать», - отметила она. Эксперт считает, что риски, связанные со строительством «Турецкого потока», высоки и имеют прежде всего политический характер, что неизбежно скажется на экономике проекта. «Если будет одна нитка, это нам экономически невыгодно. Если две нитки, то мы прежде всего должны быть уверены в транзитной безупречности Турции на долгосрочную перспективу, за что поручиться трудно», - сказала Мельникова.

С «Северным потоком - 2» будет легче

В одном мнения экспертов сходятся: реализации «Северного потока - 2», которому в Брюсселе ставят палки в колеса, возобновление переговоров по «Турецкому потоку» поможет. Светлана Мельникова согласна, что возобновление переговоров по «Турецкому потоку» усиливает переговорные позиции России по «Северному потоку - 2». ««Северный поток - 2» - это самый рабочий вариант из всех возможных. И, надеюсь, европейцы согласятся на этот проект, у которого существенно меньшие риски, разумная экономика и выход на крупные рынки». «У нас расширяется поле для маневра по «Северному потоку - 2», - добавляет Пасечник. - Теперь европейцы подумают еще, как себя вести. Где нам будет оказано меньше сопротивления, там мы и пойдем». «Расширение мощностей «Северного потока» может и не потребоваться. Они могут обратно вернуться в трансчерноморскую магистраль. Предмет торга возможен, но мы все-таки рассчитываем на прагматизм Брюсселя. Канцлер Германии, хоть и с оговорками, поддерживает «Северный поток - 2», поддерживает и немецкий бизнес», - сказал он. «Нельзя исключать, что позиции России на переговорах по «Северному потоку - 2» усилятся, - считает Гривач. - Этот проект стал активно развиваться после того, как в 2014 году проявилась идея «Турецкого потока». Европейцы оказались не очень рады получать через Турцию российский газ в очень больших объемах. И после этого европейские партнеры «Газпрома» очень серьезно активизировали переговоры по второму «Северному потоку»«.

Проблемы с транзитом через Украину будут решаться проще

«Безусловно, мы решим и вопрос с самым проблемным нашим транзитером - Украиной, - уверен Пасечник. - Если мы реализуем проект южного обхода Украины параллельно с расширением «Северного потока», будет минимизирован риск украинских транзитных сбоев. То есть мы сможем при демаршах Украины пускать газ в обход. Понятно, европейцы не очень желают, чтобы мы обделили Украину этим статусом, потому что тогда им придется больше кредитовать страну». «Но мы можем обойтись без Украины, если построим «Северный поток - 2» и две нитки «Турецкого потока», - считает эксперт. - И это будет резервный сценарий». «Мы не ставим задачу в миг отказаться от украинского транзита. Если Украина будет предоставлять гарантии прокачки, то почему нет? Сейчас мы не приостановили в низкий сезон прокачку по украинской системе, хотя могли бы задействовать в большей степени мощности «Северного потока». Мы транзит по украинской газовой системе в 2016 году даже подняли, непонятно, почему они паникуют», - отметил он.