Эссе Сэмюэля Хантингтона в Foreign Affairs в 1993 «Столкновение цивилизаций?» разбиралось на части в течение последних трех десятилетий.
Хантингтон был прав насчет Турции: по мере того, как соперничество в 20 веке закончится, прозападные настроения светской элиты Турции будут вытеснены националистическими и исламскими элементами.
В последние несколько лет отношения Турции с США и Европой были нестабильными. <...> Анкара обратилась к новым партнерам: Россия и Китай. Это не временный поворот, а более глубокое изменение внешнеполитической ориентации Турции. Турция стала меньше, чем когда-то, заинтересована в членстве в трансатлантическом клубе или стремлении к членству в ЕС: говорят о стратегической автономии. Когда-то являвшаяся образцом светской мусульманской республики, Турция сегодня ставит под сомнение ценность игры по западным правилам.
Занять место за столом
Последние несколько лет ознаменовали собой разрыв со статус-кво, существовавшим после Второй мировой войны. Оглядываясь назад, можно сказать, что уравновешивание Турции имеет исторический прецедент. Османская империя в конце 19 века и Турецкая республика в первые десятилетия её существования стремились изолировать государство от внешних течений и оттеснить более могущественные страны друг от друга. Пытаясь предотвратить упадок своей империи, османские лидеры вступили в игру постоянно меняющимися союзами, <...>. Сегодня у Эрдогана та же цель: заключать сделки с мировыми державами, не выбирая чью-то сторону.
Реализация этой стратегии потребовала некоторой исторической реабилитации. Это идея о том, что Турция уникальна среди своих соседей и призвана вернуть себе роль регионального лидера — по аналогии с немецкой концепцией Sonderweg в конце 19 века, или идти «отдельным путем». Светская традиция основателя Турции Ататюрка в 1920-х годах основывалась на изображении османов как отсталых и неспособных идти в ногу с «современными цивилизациями» (muasır medeniyetler). Эрдоган взял совсем другой тон: его выступления не очерняют османских лидеров в качестве бесхитростных завоевателей, а превозносят их как пионеров нового цивилизационного порядка — справедливого в управлении и более сострадательного к своим подданным, чем их западные современники. <...>
Растущая самообеспеченность ВПК Турции придавала уверенность в том, что она может проецировать власть в регионе. <...> Настоящее умение Эрдогана - использовать пробелы в международной системе и находить возможности натравить Россию и США друг на друга. <...> Вступая в эти конфликты, Турция выгрызает себе пространство в эпоху соперничества великих держав. Цель Анкары, как часто говорят турецкие комментаторы, «занять место за столом».
После Эрдогана
Удивительно то, что ему удавалось претворить все планы, несмотря на хрупкое положение страны. Но Турция столкнулась с серьезным экономическим кризисом <...> Опросы показывают, что народ поддерживает идею восстановления величия Турции на мировой арене, но этого недостаточно. Большинство избирателей прагматичны: они не хотят, чтобы Турция отделилась от своих западных союзников, если эта изоляция скажется на их экономическом благополучии. Поддержка членства в ЕС по-прежнему составляет около 60%, не потому, что турки чувствуют себя европейцами, а потому, что многие понимают интеграцию с Европой как более сильную экономику. Пока правительство хвастается созданием военной базы в Ливии и бомбардировками РПК, в Турции предприятия разоряются, магазины закрываются, пенсии сокращаются. <...>
В долгосрочной перспективе независимая внешняя политика Турции сохранится с нынешним президентом или без него. Выступать в роли лояльного, несущего карту члена трансатлантического сообщества уже не так привлекательно, как раньше, и уж точно не может сравниться с очарованием проецирования силы на условиях самой Анкары. Турция пойдет своим собственным путем — своим Sonderweg.