Американцам легче говорить, что распад отношений с Турцией произошёл полностью по вине президента Реджепа Тайипа Эрдогана, но на самом деле разлад был взаимным и в значительной степени мотивирован различным отношением к Рабочей партии Курдистана (РПК) и её союзникам.
Такое мнение высказал Сванте Корнелл, шведский учёный и директор Института политики безопасности и развития. «Турция неоднократно была партнёром Америки, но в конечном итоге увидела, что США предпринимают шаги, подрывающие её интересы и безопасность», - считает он.
С точки зрения Анкары основным следствием вторжения США в Ирак в 2003 году было то, что РПК, почувствовав возможность, нарушила давно установленное прекращение огня и снова начала операции на турецкой земле, отмечает эксперт. Вашингтон, озабоченный Ираком, по его словам, не способствовал налаживанию ситуации и даже дошёл до того, что задержал турецкие спецслужбы в северном Ираке, вызвав ярость турецких политиков.
В сирийской гражданской войне интересы Соединённых Штатов и Турции были первоначально схожи, пока Анкара не стала сосредоточиваться исключительно на ликвидации ИГИЛ (запрещена в РФ), пишет Корнелл.
«Это, в свою очередь, подтолкнуло США к вооружению сирийских курдов, которые были единственными боевыми силами, желающими и способными сражаться с ИГИЛ в Сирии», - отмечает он. Между тем, по словам эксперта, американцы всё чаще испытывали подозрения в отношении к тайной турецкой поддержке джихадистских фракций на войне.
Кроме того, высокопрофессиональный раскол Эрдогана с движением Гюлена, обвинённым в попытке переворота в 2016 году, приблизил его к левонационалистическим и евразийским силам, которые также были сильно антиамериканскими, утверждает Корнелл.
После неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 году Эрдоган, как и большинство обычных турок, по словам эксперта, стал ещё более убеждён в том, что он был частью большого американского плана.
Американские официальные лица знают, что Эрдоган обвиняет Вашингтон в причастности к неудачному июльскому перевороту в июле 2016 года против него, и осведомлены о той неистовости, с которой Турция выступает против близости США с сирийскими курдскими силами, пишет эксперт. В последнее время Эрдоган даже начал косвенно говорить о Вашингтоне как о поддерживающую ИГИЛ (запрещена в РФ) силу. Его реакция, отмечает Корнелл, вполне предсказуема: для турок всё это соответствует чёткой модели Соединённых Штатов, работающих в течение последних трёх десятилетий для создания курдского вассального образования на Ближнем Востоке, которое подрывает безопасность и целостность самой Турции.