Визит вице-президента США Джозефа Байдена в Анкару выглядит как не очень удачная попытка загладить брешь в двусторонних отношениях, возникшую после подавления в Турции вооруженного мятежа, считают опрошенные ТАСС эксперты.
В ходе состоявшегося в среду однодневного визита в Турцию Байден заверил власти страны в том, что Вашингтон не располагал информацией о готовившемся госперевороте и ни при каких обстоятельствах не стал бы поддерживать действия турецких военных. В ответ на требования Анкары экстрадировать проживающего в США исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена(который по версии турецкого правительства якобы является организатором путча) Байден сказал, что постановление на этот счет может быть принято лишь американским судом и никак не администрацией президента Штатов.
Стороны также обозначили свои позиции по курдскому вопросу. Премьер Турции Бинали Йылдырым подчеркнул, что Анкара «ни в коем случае не примет» создание курдами автономии на севере Сирии. Байден предостерег курдов от вооруженных действий к западу от реки Евфрат близ турецкой границы.
После 40-дневной паузы
Эксперты считают не случайным то обстоятельство, что Белый дом направил в Анкару своего высокопоставленного представителя лишь спустя 40 дней после неудавшейся 15 июля попытки госпереворота.
По мнению руководителя Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александра Шумилина, Вашингтон явно не спешил занять однозначную позицию в оценке вооруженного мятежа в Турции. «Можно допустить, что, с точки зрения США, в случае успеха госпереворота в Турции был бы погашен тренд на исламизацию страны», - полагает эксперт.
Его коллега, заместитель директора Института США и Канады Виктор Кременюк также отметил, что Белый дом не знал, как определиться с оценкой вооруженного заговора и его жесткого подавления. «Американцы плохо знают турецкого лидера Реджепа Эрдогана, не разделяют его стремления построить на Ближнем Востоке неоосманскую империю, в которой США места не будет», - указал американист.
«Миссия Байдена состояла в попытке показать Эрдогану, что Америка его любит и доверяет ему, хотя это и не так. При всем заискивании Байдена перед турецким руководством его визит выглядел как не очень удачная попытка загладить брешь в двусторонних отношениях из-за паузы после мятежа и разногласий по поводу судьбы Гюлена», - сказал Кременюк.
Примиряющий жест
В ночь накануне визита Байдена в Анкару турецкие вооруженные силы начали операцию «Щит Евфрата», в ходе которой у террористов группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) был отбит город Джараблус на севере Сирии. Наступление турецких сухопутных сил с воздуха прикрывала авиация США.
«Совместные действия на поле боя редко совпадают с официальным визитом. Тем более, что раньше военных акций, подобных «Щиту Евфрата», не было. Совершенно очевидно, что это была заранее запланированная операция, при проведении которой США стремились продемонстрировать, что Турция по-прежнему их союзник», - уверен Шумилин.
«Разумеется, и Бараку Обаме, и Реджепу Эрдогану необходимо было материальное свидетельство примирения. Поэтому США как лидер международной коалиции подкрепили с воздуха турецкую операцию «Щит Евфрата». При этом Белый дом наверняка сознавал, что Сирия будет протестовать, а Россия в ООН ее поддержит. Тем не менее в этой ситуации Вашингтон сделал выбор в пользу Эрдогана», - подчеркнул Кременюк.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов также считает, что совместное проведение операции по освобождению Джараблуса было со стороны США примиряющим жестом в отношении Турции.
Расхождения сохранятся
Несмотря на высказанное Байденом предостережение курдским Отрядам народной самообороны в Сирии не вести вооруженных действий к западу от Евфрата, США не намерены лишать сирийских курдов своей помощи, отметили собеседники агентства. «США не могут отказаться от поддержки курдских Отрядов народной самообороны, которые эффективно воюют с террористами ИГ», - сказал Александр Шумилин. По словам Виктора Кременюка, компромисса между Вашингтоном и Анкарой по курдскому вопросу нет и быть не может: «Это серьезный, долгосрочный вопрос. В разных странах Ближнего Востока проживает до 40 миллионов курдов, и в США понимают, что идея формирования Курдистана, возникшая еще сто лет назад, с неизбежностью вернется в повестку дня. Пусть через 10, 15, 20 лет, но вернется». В свою очередь Станислав Иванов отметил, что Вашингтон пошел на уступку Анкаре, согласившись ограничить территориальное влияние сирийских курдов вдоль турецкой границы. «Но при этом США не откажутся от поддержки курдских отрядов, чтобы они вместе со Свободной сирийской армией взяли неофициальную столицу ИГ Ракку», - подчеркнул востоковед. Непреодолимыми, с точки зрения экспертов, останутся и разногласия между США и Турцией по поводу экстрадиции Гюлена. Шумилин считает, что Вашингтон будет всячески затягивать рассмотрение этого вопроса. Кременюк полагает, что США не поступятся своими принципами в отношении соблюдения прав человека и поддержки оппозиционных движений.
Большая игра
Сверхзадачей визита Байдена в Турцию на фоне улучшения отношений между Анкарой и Москвой Виктор Кременюк считает стремление США не дать России возможности укрепить свои позиции на большом Ближнем Востоке. По мнению Станислава Иванова, Реджеп Эрдоган прилетал в Санкт-Петербург для встречи с Владимиром Путиным и сделал «реверанс» в сторону Ирана именно в расчете на реакцию США, на определенные уступки со стороны Вашингтона. «И в этом смысле он своего добился», - считает эксперт. «Смысл визита Байдена в Анкару состоял в том, чтобы напомнить Турции, в каком лагере ей следует находиться», - полагает Александр Шумилин.