«Турция стремится создать свой самолёт на фоне исключения из программы F-35»

| Комментарий

После своего исключения из международной программы по созданию истребителей-невидимок нового поколения F-35 Турция активизировала сотрудничество с Великобританией по производству собственных истребителей.

Проект турецкого Национального боевого самолёта (MMU) предполагает производство TF-X (Turkish Fighter – X), который, как ожидается, будет оснащён специальным двигателем, разработанным компанией Rolls Royce. Турция получает от Лондона передачу технологий и помощь в разработке программного обеспечения и важнейших компонентов самолёта.

Что касается проекта, на который президент республики Реджеп Тайип Эрдоган часто ссылается в своих предвыборных кампаниях, то Турция начала предпринимать конкретные шаги в координации со своим союзником. Основным партнёром проекта является компания British Aerospace Systems (BAE Systems).

Абдуррахман Шереф Кан, высокопоставленный чиновник из Управления оборонной промышленности Турции (SSB), заявил во время оборонной выставки, на которой он присутствовал на прошлой неделе, что планируемый самолёт будет истребителем четвёртого поколения и что его двигатели будут предоставлены компанией Rolls Royce, если соглашение будет завершено.

BAE Systems в качестве основного партнёра

Когда Анкара объявила о своих планах по созданию собственного истребителя, первая заявка поступила от Rolls Royce, который предложил совместно разработать двигатель. Однако соглашение не было заключено из-за некоторых условий, выдвинутых компанией.

Доминик Чилкотт, посол Великобритании в Турции, сообщил TRT World в декабре 2020 года, что первый этап работ по TF-X опережал график и что главный партнёр BAE Systems удовлетворён достигнутым прогрессом.

Согласно графику, предоставленному Чилкоттом, второй этап начнётся к концу 2021 или началу 2022 года.

Самый важный компонент проекта MMU — двигатель — остаётся нерешённым вопросом, поскольку стороны зашли в тупик из-за прав интеллектуальной собственности на самолёт и его продажи третьим странам. Начиная с 2010 года Турция связывалась с американскими и шведскими фирмами по поводу двигателя, но остановилась на британской компании после того, как в 2016 году отношения с Лондоном начали улучшаться.

Британские технологии в турецких беспилотных системах

Лондон уже некоторое время поддерживает Турцию в воздухе. Вооружённые беспилотники, производимые компанией, принадлежащей Сельчуку Байрактару, зятю Эрдогана, были наиболее заметной областью сотрудничества.

Беспилотник TB2, который Анкара использовала в столкновениях в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе, пользуется поддержкой брайтонской компании EDO MBM Technology Ltd. В 2019 году The Guardian опубликовала доклад под названием «Раскрыто: как британские технологии подпитывают рост Турции до глобальной мощи беспилотных летательных аппаратов».

Крупнейший проект оборонной промышленности Турции

С MMU Турция также стремится стать одной из немногих стран в мире, обладающих инфраструктурой и технологиями для разработки истребителя пятого поколения. Этот проект является крупнейшим среди оборонных инициатив Турции, и из выделенных на него 20 млрд долларов львиную долю получит Великобритания.

Эрдоган указал на 2023 год, когда самолёт должен был дебютировать. К 2023 году, столетию Турецкой Республики, Эрдоган уже дал много обещаний. В то время как SSB подтверждает цель, выдвинутую Эрдоганом, она устанавливает дату первого полёта как 2025 год. После пяти лет испытательных полётов самолёт в лучшем случае поступит на вооружение турецких ВВС к 2030 году.

Соглашение между Turkish Aerospace Industries (TUSAŞ) и BAE Systems было заключено в 2017 году. Британская компания также осуществляла набор инженеров для работы по проекту в Турции.

Джевхери Гювен