Взаимоотношения Германии и Турции стали сегодня ключевой темой на правительственном брифинге в Берлине.
Обсуждалось сразу несколько аспектов: воскресная демонстрация в германском Кельне, на которой собрались десятки тысяч этнических турок, вызов советника-посланника посольства ФРГ в Анкаре в МИД Турции, а также резкие заявления представителя турецких властей в немецкой прессе.
Поддержка Эрдогана и Конституция ФРГ
Акция в Кельне была задумана как демонстрация поддержки президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который, как считают политики в Европе, осуществляет довольно жесткий курс, особенно после попытки военного переворота. В итоге на манифестацию собралось около 40 тыс. человек, прежде всего немцев турецкого происхождения.
Журналисты на брифинге интересовались, как оценивает правительство ФРГ тот факт, что столько граждан страны собираются на манифестацию в поддержку иностранного лидера. Заместитель пресс-секретаря канцлера Ульрике Деммер указала, что «это является свободой выражения мнений и, раз все проходит мирно, отвечает Конституции».
Акция действительно прошла мирно, однако Анкару, по всей видимости, возмутил тот факт, что Федеральный конституционный суд (ФКС) ФРГ за день до манифестации запретил активистам транслировать на больших экранах прямые включения турецких политиков. К собравшимся, в числе прочих, собирался обратиться сам Эрдоган. На фоне этого МИД Турции отозвал для консультаций главу дипмиссии в Берлине.
Кроме того, представитель внешнеполитического ведомства ФРГ Мартин Шефер подтвердил журналистам, что МИД Турции вызвал на беседу советника-посланника германского посольства в Анкаре.
Не крайняя дипломатическая мера
По словам Шефера, беседа будет проведена в 13:30 по европейскому времени (14:30 мск). Он пояснил, что посол федеративной республики Мартин Эрдман находится в отпуске, именно поэтому представление получил посланник. Шефер также не стал трактовать вызов представителя дипмиссии как одну из крайних мер, которая указывала бы на серьезные дипломатические разногласия между двумя странами.
Речь идет скорее о «желании» руководства Турции провести беседу с дипломатическим представителем другого государства, сказал он. По словам Шефера, Анкаре и Берлину есть что обсуждать, и такая встреча может стать полезной.
«Мы хотели бы поддерживать по возможности интенсивный диалог с Турцией по всем темам, которые важны для нас и для них», - пояснил он. Шефер указал на важную роль Анкары в поиске политического решения для Сирии. В этом контексте пресс-секретарь напомнил, что в Турции находятся около 3 млн беженцев из арабской республики.
Шантаж со стороны Турции?
Ранее были распространены заявления министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, сделанные в интервью немецкой газете «Франкфуртер альгемайне цайтунг». Политик потребовал от Европейского союза назначить дату отмены виз для граждан Турции, а если этого не произойдет, то Анкара может перестать сдерживать потоки беженцев. «Если дело не закончится либерализацией визового режима, мы будем вынуждены отказаться от выполнения соглашения о возвращении беженцев от 18 марта», - сказал он.
Данное заявление было воспринято немецкой общественностью как шантаж. К примеру, жестко отреагировал на это Андреас Шойер - генеральный секретарь Христианско-социального союза. «Угрозы и ультиматумы - это новый стиль Турции при Эрдогане», - сказал он. По его словам, Европа «не на турецком базаре», чтобы торговаться по вопросу выполнения всех необходимых критериев.
Аналогичную позицию занимает вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль. «Будет ли либерализация виз или нет, зависит от Турции», - сказал он. «Германия и Европа ни при каких обстоятельствах не должны подвергаться шантажу», - приводит его слова агентство Рейтер.
На что намекает Чавушоглу
Именно договоренности с Турцией способствовали нормализации ситуации с беженцами в Европе и в Германии, в частности. Власти в Анкаре, по сути, перекрывают мигрантам путь в Европу, таким образом, иностранцы перестали прибывать в ФРГ по так называемому балканскому маршруту. Ранее на фоне миграционного кризиса в Германии рейтинги канцлера Ангелы Меркель падали, а уровень поддержки евроскептиков из «Альтернативы для Германии», напротив, рос.
В минувшем году в ФРГ прибыли около 1,1 млн беженцев. Сейчас число прибывающих в страну сократилось до минимума. Впрочем, если представить, что Анкара действительно перестанет сдерживать этот поток, то гипотетически миграционный кризис в Германии может возобновиться. В преддверии выборов в Бундестаг, по итогам которых определяется канцлер, это может иметь серьезные последствия для Меркель, считают местные наблюдатели.
ЕС готов к безвизовому режиму с Турцией, однако лишь в том случае, если Анкара выполнит 72 условия. Эти пункты включали законодательные изменения в сфере борьбы с коррупцией, полицейском и судебном сотрудничестве со странами ЕС, обеспечении миграционного взаимодействия, введении биометрических паспортов нового образца. Камнем преткновения стали турецкие законы о борьбе с терроризмом, которые дают широкие полномочия властям и спецслужбам Турции. В Европе считают, что эти нормы являются главной юридической базой для нарушения прав человека, гонений по отношению к оппозиции и независимой прессе, а также для борьбы правящей партии с политическими оппонентами.