Турецкая оппозиция активизировалась, поскольку проблемы правящей партии углубляются

| Ahval

Появление претендентов на пост президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана из его собственной Партии справедливости и развития (ПСР) приблизило его к своим крайне правым партнёрам по Альянсу и сделало досрочные выборы более вероятными.

Тем временем, светская главная оппозиционная партия Турции готовится к возможному досрочному голосованию, обдумывая свои будущие лидерские перспективы.

Последние политические потрясения были вызваны более чем годовыми, низкими экономическими показателями, которые привели к тому, что ПСР потеряла ключевые города на местных выборах в этом году.

Потеря поддержки вернула бывшего премьер-министра Ахмеда Давутоглу и бывшего вице-премьера Али Бабаджана в центр внимания в качестве координаторов инакомыслия в ПСР. Ожидается, что оба политических обьединения создадут новые политические партии к концу года.

С ростом недовольства в собственной партии Эрдогана, его союз с крайне правой Партией националистического движения (ПНД) приобретает всё большее значение. Настолько, что после нескольких месяцев спекуляций из источников ПСР о том, что президент готовится перетасовать свой кабинет, чтобы ответить на внутреннюю критику, Эрдоган, по-видимому, прислушался к настойчивости лидера ПНД Девлета Бахчели о том, что никаких изменений не должно произойти.

Это только усилило критику внутри ПСР, но президент, по-видимому, готов заплатить эту цену, чтобы сохранить 49 мест ПНД в парламенте, которые обеспечивают ему парламентское большинство. Учитывая, что для победы на президентских выборах необходимо более 50% голосов, вклад ПНД и здесь является жизненно важным.

Несмотря на то, что Давутоглу и Бабаджан настаивают, что они не хотят переманивать депутатов ПСР, политика правящей партии становится всё более неудобной, и некоторые жалуются, что ситуация в ПСР становится невыносимой.

Источники в Анкаре сообщили, что депутаты ПСР готовятся взбунтоваться во время голосования за некоторые важные законы, которые Эрдоган хочет принять, гарантируя при этом, что они будут исключены из партии, а не уйдут в отставку.

С новыми партиями Бабаджана и Давутоглу, ожидаемыми к концу года, мы вступаем в период, когда власть Эрдогана над его собственной партией и парламентом будет подвергнута суровому испытанию.

Такой сложный период делает вероятным, что тень ПНД будет больше нависать над Эрдоганом и ПСР. Это, несомненно, усилит недовольство среди противников ПСР Бахчели и ПНД, а мятеж может лишить Эрдогана его парламентского большинства.

Внеочередные выборы могут быть одним из вариантов в этих обстоятельствах, хотя в соответствии с новой исполнительной президентской системой, как парламентские, так и президентские выборы должны проходить одновременно. Эрдоган не пошёл бы на такой шаг, если бы это не было для него самым подходящим временем.

Светская главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) пришла к выводу, что досрочные выборы почти неизбежны, и приказала своим частям подготовиться соответствующим образом. Члены парламента были направлены в свои провинции, чтобы поговорить с избирателями, определить требования и ожидания общественности и подготовить доклады к следующему месяцу.

В то же время НРП готовилась к своему партийному съезду и на заседании исполнительного совета 15 сентября, как сообщается, также обсуждались правила отбора кандидатов для участия в выборах.

Партийная ассамблея НРП согласилась разрешить возвращение некоторых известных бывших членов, в том числе депутата Айлина Назлиака, который был исключён в 2016 году за то, что снял портрет основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

Самый взрывоопасный слух о том, что главная оппозиционная партия «делает обход» в Анкаре, касается лидера НРП Кемаля Кылычдароглу, чья позиция может быть поднята на следующем съезде партии.

Многие ожидали, что председатель НРП воспользуется своим успехом и не встретит сопротивления на съезде партии. Но ходят слухи, что Кылычдароглу планирует уйти в отставку, оставив своё место свободным для заместителя председателя Огуза Каана Салиджи, влиятельной фигуры в либеральном крыле НРП.

Это может объяснить внезапное возвращение Мухаррема Индже, неудачного кандидата от НРП на президентских выборах 2018 года, который нарушил долгое молчание, чтобы объявить о своём желании снова баллотироваться против Эрдогана.

Самой интригующей частью заявления Индже было его настойчивое требование, чтобы человек, который будет баллотироваться в президентской гонке, также был лидером партии. Это породило ожидания, что он будет бороться за лидерскую позицию.

Если это так, то он столкнётся с очень сильным вызовом со стороны Салиджи, чьё участие в выборах главы провинции Стамбул заработало ему здоровую поддержку со стороны делегатов НРП в крупнейшем городе Турции. Именно эти делегаты избирают председателя, если на съезде партии происходит вызов руководству. Салиджи имеет дополнительное преимущество влияния, которым он пользуется среди делегатов с его позиции руководителя партийной организации.

Индже уже дважды бросал вызов Кылычдароглу за руководство партии, но его последняя попытка была сорвана старшими должностными лицами НРП после выборов в июне 2018 года, несмотря на значительную поддержку.

Если Кылычдароглу всё-таки освободит пост председателя и начнётся борьба за лидерство, это, скорее всего, вызовет радикальные изменения в верхних эшелонах партии. Левое крыло НРП, возглавляемое Селин Сайек Боке и Ильханом Джиханером, как говорят, бросит свою часть за Салиджи. Индже, скорее всего, будет искать поддержки националистов в партии.

Одно имя, которое вряд ли будет стоять на посту председателя партии или президента, — Экрем Имамоглу, несмотря на предположения, что он может стать серьёзным соперником Эрдогана после его победы в Стамбуле. Если бы президентские выборы состоялись в 2023 году или раньше, Имамоглу пришлось бы уйти с поста мэра Стамбула. Поскольку ПСР имеет большинство в Муниципальном совете Стамбула, это означало бы передачу города правящей партии.

Зульфикир Доган