Недавняя перепалка между бывшим президентом Турции и членом-основателем правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Абдуллахом Гюлем и нынешним президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом вызвала разговоры о том, что они могут начать предвыборную борьбу против друг друга к президентским выборам 2019 года.
В своём сообщении в соцсетях от 25 декабря Гюль выразил беспокойство по поводу указа №696, принятого в рамках режима чрезвычайного положения, который наделяет иммунитетом гражданских лиц, противостоявших попытке военного переворота, предпринятой в июле 2016 года, и «террористическим актам» после путча. Лидеры оппозиции заявили, что данное постановление даёт полную свободу действий правительственным сторонникам, взявшим закон в свои руки.
Кроме того, Гюль недавно призвал освободить журналистов, находящихся в предварительном заключении, и выразил надежду на то, что шестое продление режима чрезвычайного положения, вступившего в силу после неудачного государственного переворота 2016 года, будет последним.
«Позор вам. Как вы оказались в одной лодке с Кемалем?», - спросил нынешний президент 30 декабря, имея в виду лидера главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу.
«Те, кто когда-то находился под крышей нашей партии, но теперь оказались на улице и поддались другим настроениям, не имеют права ничего говорить о нас», - добавил он в своём выступлении 10 января.
Стоит отметить, что Гюль и Эрдоган являются давними соперниками в правящей ПСР. Гюль, бывший учёный, получивший образование в Великобритании и покинувший политическую арену в 2014 году, периодически высказывает мягкую критику в адрес нынешнего руководства Турции. Резкая реакция Эрдогана вызвала большее удивление, чем комментарии Гюля, поскольку президент обычно предпочитает придерживаться единого фронта и редко критикует других высокопоставленных членов ПСР.
«Гюль считает себя опытным политиком и мудрым человеком, имеющим право комментировать важные проблемы в стране. Реакция Эрдогана и ПСР на высказывания Гюля довольно необычна», - отметил старший научный сотрудник Института политики безопасности и развития в Стокгольме и бывший член парламента от ПСР Суат Кыныклыоглу.
Учитывая сильную реакцию Эрдогана на комментарии Гюля, следует предположить, что у бывшего президента всё ещё есть значительное число сторонников, добавил он.
Профессор Национального военного колледжа и старший научный сотрудник Института Брукингса Омер Ташпынар полагает, что Гюль, возможно, подготавливает почву для участия в предвыборной гонке на президентских выборах в 2019 году, и это беспокоит Эрдогана.
«Он считает, что Гюль может стать угрозой, и хочет либо устранить её, либо навязать свой исход событий, прежде чем Гюль успеет что-либо предпринять. Эрдоган любит атаковать, когда у него есть конкретная цель», - сказал Ташпынар.
По его мнению, если операция в Африне сохранит свою популярность, это может привести к победе Эрдогана на досрочных выборах.
«Я думаю, что досрочные выборы, скорее всего, могут состояться этим летом примерно 15 июля. Президент надеется извлечь выгоду из популярности операции в Африне, но всё может измениться, если в ближайшем будущем будут жертвы», - отметил Ташпынар.
Некоторые аналитики считают, что Гюль, имеющий репутацию более выдержанного и миролюбивого политика, чем Эрдоган, может найти поддержку среди различных слоёв населения страны.
«Я думаю, что если Гюль вступит в борьбу, это приведёт ко второму раунду выборов. Кроме того, во втором туре он может заручиться поддержкой НРП и прокурдской Демократической партии народов (ДПН - ред.)», - отметил Ташпынар.
Однако по мнению писателя, аналитика и внештатного научного сотрудника программы исследований «Шёлковый путь» в Институте Центральной Азии и Кавказа Гарета Дженкинса, данные слухи необоснованны, поскольку у Гюля, чьи сторонники в ПСР были изгнаны много лет назад, нет ни возможности, ни средств вести борьбу с Эрдоганом.
«Мы всё ещё видим того Гюля, которому необходимо находиться в центре внимания общественности и иметь какие-то амбиции, однако он всё же боится вступить в продолжительную борьбу против Эрдогана», - подчеркнул Дженкинс.
Хотя поначалу он и придерживался определённой линии в своих комментариях, после нападок со стороны Эрдогана и проправительственных СМИ, Гюль, похоже, отступил.
«Эрдоган создал обширную сеть. У Гюля... никогда не было такой основательной поддержки, какой обладает нынешний президент», - сказал Дженкинс.
Другие аналитики ставят под сомнение популярность Гюля или любого другого потенциального кандидата оппозиции на выборах, которые, несомненно, были бы несправедливыми с учётом возможной подтасовки голосов.
«В Турции больше нет условий для проведения честных выборов, о которых можно говорить. Следовательно, не имеет значения, кто выступит против Эрдогана. Турецкая операция в Сирии может стать своего рода трамплином для Эрдогана и ещё одной причиной для проведения досрочных выборов. Нет сомнений, что такой националистический настрой сыграет на руку нынешнему президенту. Да, я думаю, что досрочные выборы сейчас более вероятны, чем раньше», - утверждает Кыныклыоглу.
При других обстоятельствах или при условии честных президентских выборов Гюль мог бы заручиться большей поддержкой, чем Эрдоган, считает один из обозревателей и учёный из Стокгольмского института турецких исследований Дженгиз Чандар.
Однако Чандар не верит, что Гюль рискнёт принять участие в нечестных выборах.
По его мнению, операция в Африне может иметь решающее значение на выборах, при условии, что она не затянется. «Но, если боевые действия в Африне займут больше времени, чем ожидается, это может подорвать популярность нынешнего президента», - подчеркнул Чандар.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заявила, что референдум, прошедший в апреле прошлого года, по итогам которого был одобрен переход на президентскую форму правления, не соответствовал нормам демократического процесса.
Дженкинс отметил, что фрагментированная оппозиция Турции должна объединиться вокруг нового кандидата, не обременённого никаким багажом, но на данный момент ни один из предложенных претендентов не отвечает этим требованиям.
Согласно недавним опросам, Эрдогана поддерживает чуть менее 50% потенциальных избирателей, среди которых очень мало молодёжи.
«Сейчас рейтинги поддержки действующего президента не очень многообещающие. На этом этапе ему бы хотелось заручиться поддержкой 55% или выше», - сказал Дженкинс.
По его мнению, даже с учётом успеха операции в Сирии недовольство Эрдоганом и экономические проблемы означают, что досрочные выборы маловероятны.
При таких рейтингах Эрдоган «не настолько смел, чтобы попытаться победить, не прибегая к фальсификации итогов голосования, он не будет рисковать», добавил аналитик.
Ник Эшдаун, Ahval