Планы крупнейшей гуманитарной организации Турции — Турецкого Красного Полумесяца — включить активы стоимостью в сотни миллионов долларов в шесть компаний вызвали обвинения со стороны инсайдеров в том, что её руководитель пытается организовать поглощение, которое может означать конец её статуса благотворительной организации.
Президент Красного Полумесяца Керем Кынык назвал организацию «старейшей, самой древней и универсальной организацией по оказанию гуманитарной помощи». Напомним, что она была основана в Османской империи в 1868 году.
Но организацию преследовали сообщения о коррупции и неправильном расходовании средств в течение многих лет, и включение её активов должно означать конец её статуса благотворительной организации, сказал директор Красного Полумесяца.
Движение по превращению Красного Полумесяца в холдинговую компанию было результатом борьбы за контроль над прибыльным списком активов организации, по словам Исмаила Ары, журналиста левой газеты BirGün, который широко освещал деятельность Красного Полумесяца и брал интервью у десятков бывших и нынешних сотрудников организации.
Актив организации включает 6 тыс. объектов недвижимости, а также палаточные заводы, производство питьевой воды в бутылках и медицинские учреждения, включённые в состав шести компаний, которые смогут совершать деловые операции и инвестиции без получения разрешения от Совета Красного Полумесяца.
Перевод позволит поставить выручку организации, которая достигла 4,6 млрд лир (795 млн долларов) в 2018 году, под контроль новых компаний, сообщил Ары.
Красный Полумесяц попал в заголовки после попытки переворота в июле 2016 года, когда его Исполнительный совет объявил, что он закрывает около 500 филиалов, оставив около 250 открытыми по всей Турции.
Совет сказал, что закрытые отделения были связаны с религиозным движением Фетхуллаха Гюлена, которое правительство Партии справедливости и развития Турции (ПСР) обвиняет в попытке переворота.
Но видные деятели из Красного Полумесяца, которые говорили с Ары, описали стремление закрыть филиалы как переворот в самой организации. В 2017 году Хусейн Кан, директор одного из 319 филиалов, закрытых в этом году, сказал, что совет директоров нацелил несогласные филиалы на закрытие, чтобы ликвидировать оппозицию в организации.
«Через головной офис администрация Кынык лишил филиалы права выбирать делегатов (с правом голоса) и принимать новых членов. Новые члены могут войти только через главный офис», — указал Ары, ссылаясь на период до закрытия.
Позднее главный офис решил сократить количество филиалов примерно с 750 до 250, и Кынык и его союзники выиграли выборы внутри организации, а затем Кынык взял под свой контроль Красный Полумесяц в результате своеобразного «переворота», добавил Ары.
Имея контроль над советом в руках, Кынык перешёл к предоставлению себе обширных полномочий над организацией, что сделало бы его полностью контролирующим свои расходы, но этот шаг был сорван оппозицией со стороны Совета, указал Ары.
Создание шести холдинговых компаний для контроля над недвижимостью стоимостью в миллиарды лир фактически предоставит Кыныку те же полномочия, сказал журналист.
«Сначала около года назад была создана зонтичная корпорация, затем были основаны ещё шесть компаний ... в конце концов, Кынык получил власть над расходами, которую ему дал совет, а затем и вовсе забрал её, потому что является председателем Совета всех шести компаний», — подчеркнул Ары.
Реструктуризация организации может привести к судебным спорам, и потенциально к донорам, подающим иски, чтобы вернуть свои пожертвования, сказал директор Красного Полумесяца Ары.
«Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца имеет некоторые принципы, которые включены в устав Красного Полумесяца. Организация уже может создавать компании, и это было раньше. Но, объединяясь в холдинговую компанию, Красный Полумесяц теряет свою функцию благотворительной организации», — сказал директор, который отказался назвать свое имя.
Озгюр Джейлан, член парламента от главной оппозиционной Народно-республиканской партии Турции (НРП), заявил, что этот шаг является предательством принципов Красного Полумесяца, что может подорвать престиж организации.
«Наши люди жертвуют свои деньги и имущество Красному Полумесяцу, чтобы дать людям передышку в трудные времена и поддержать людей, попавших в беду. Зачем кому-то жертвовать деньги партизанскому холдингу, ориентированному на прибыль? Эта новая структура будет концом Красного Полумесяца на международном уровне. Мы немедленно внесем это в парламент и потребуем, чтобы виновные были привлечены к ответственности», — сказал Джейлан.
Кроме того, Красный Полумесяц увеличил зарплату, выплачиваемую своим 18 директорам, на 461% с 2016 года: с 2 тыс. 982 лир в 2016 году (1 тыс. 10 долларов по состоянию на 1 июня 2016 года) до 16 тыс. 750 лир в этом году (2 тыс. 900 долларов). Заработная плата примерно в семь раз превышает валовую минимальную заработную плату в размере 2 тыс. 558 лир в Турции. Отчёты организации показывают, что старшие менеджеры получают ещё более высокие зарплаты, а генеральный директор Ибрагим Алтан получает ежемесячно 31 тыс. 500 лир (5 тыс. 455 долларов).
Но перспектива того, что организация и её 800-миллионный доход полностью перейдут под контроль Кыныка, вызывает ещё более серьёзные вопросы, особенно в то время, когда в центре внимания Турции оказались коррупция и кумовство.
Отметим, что победы оппозиции в пяти крупнейших провинциях Турции на местных выборах в этом году предоставили общественности редкое представление о расточительстве предыдущих администраций ПСР.
Новые администрации сообщили, что сэкономили десятки миллионов долларов, сократив финансирование связанных с правительством фондов, а новый мэр Стамбула Экрем Имамоглу в этом месяце выставил на обозрение более одной тысячи автомобилей, заявив, что они были арендованы для направления государственных средств в арендную компанию, связанную с правительством.
Джейлан сказал, что Красный полумесяц был каналом для подобной деятельности со стороны правящей партии, и что НРП подняла этот вопрос в парламентском вопросе, на который министры не смогли ответить.
Оппозиция подняла вопрос о «наборе персонала, закрытии филиалов, увольнении сотрудников, дорогостоящих соглашениях с консалтинговыми компаниями, а также о факте того, что директора (Красного Полумесяца), бюрократы и назначают бывших депутатами ПСР или родственников действующих депутатов на должности, сказал Джейлан.
Опасения по поводу организации были подогреты серией отчётов в этом месяце о расточительных расходах. В сообщении Ары указывалось, что организация арендовала особняк с видом на Босфор в Стамбуле за 12 тыс. долларов в месяц, а также потратила более 100 тыс. долларов на ремонт.
Красный Полумесяц потратил 3,7 млн лир (640 тыс. долларов) помощи от Всемирной продовольственной программы Организации Объединённых Наций на 10 внедорожников, говорится в другом докладе, опубликованном в этом месяце в BirGün.
В третьем инциденте, о котором сообщалось в этом месяце, организация потратила 245 тыс. долларов на неудачную инициативу по оказанию помощи Йемену в 2017 году, заплатив наличными за аренду самолёта без предварительного получения разрешений на его полет в страну.