Высший избирательный совет Турции (YSK) официально утвердил главного кандидата оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Экрема Имамоглу на пост мэра Стамбула в среду, через 17 дней после местных выборов 31 марта.
Но кандидатура Имамоглу ещё не полностью восстановлена; правящая партия подала запрос о том, чтобы стамбульское голосование было аннулировано и проведено снова, ссылаясь на мошенничество на голосовании. Если YSK одобрит просьбу ПСР, жители Стамбула вновь проголосуют 2 июня.
Тем не менее, НРП и её партнёры по избирательному альянсу уже добились значительных успехов на выборах, завоевав места мэров в столице Анкаре и южных городах Анталье и Адане, а также в ряде других крупных городов по всей стране. Но главным достижением станет Стамбул.
Было бы опасно для НРП стать опьянённой этими победами. Те же самые столичные мэры могут стать «ловушками» для партии, если во время их правления не будут предприняты смелые шаги.
Крупные муниципалитеты, такие как Стамбул и Анкара, имеют очень большие бюджеты и являются домом для ведущих турецких конгломератов.
Одной из естественных сторон этого является арендная плата, получаемая от проектов, закреплённых за компаниями или санкционированных муниципалитетом, которая на порядок превышает размер бюджета. Стамбул – город с населением почти 16 млн человек, которое продолжает расти.
Помимо контроля над размером бюджета, столичные муниципалитеты также имеют право принимать решения, которые формируют социологические преобразования их городов.
Таким образом, администрации мэров могут либо предотвращать крупномасштабную коррупцию, либо содействовать ей, поскольку публичные тендеры и полномочия по распределению доходов находятся в руках мэров.
Мы не должны забывать о том, что борьба с коррупцией в значительной степени является вопросом институционального регулирования, а не вопросом морали. В этой борьбе, конечно, есть место для честности, и наличие этичного человека на ответственной должности уменьшит коррупцию, но без изменения институциональных структур этого человека можно быстро заменить коррумпированным чиновником.
Однако для борьбы с коррупцией срочно необходима институциональная основа на базе нормативных положений, с тем чтобы не допустить, чтобы менее честные мэры впоследствии обратили вспять любые достижения, достигнутые добросовестными администрациями.
Между тем только парламент, а не местные органы власти, обладает полномочиями для проведения институциональных, конституционных и правовых реформ, необходимых для этой борьбы.
Самая важная проблема, ожидающая НРП в ближайшие дни, как только будет завершён результат Стамбульской саги, заключается в том, чтобы пойти в атаку в парламенте и протолкнуть правовые реформы, которые уменьшат коррупцию, особенно в муниципалитетах.
В этой связи на ум приходят четыре насущных вопроса, и каждый из них является сложным.
Во-первых, необходимо срочно принять закон «О налогообложении городской ренты». Жизненно важно помнить, что план для этого был предложен Али Бабаканом, бывшим вице-премьером ПСР, в 2013 году, и реакция на это дорого ему обошлась, заставив его сделать длительный перерыв в политической жизни.
Принятие такого закона означало бы наступление на пятки многим влиятельным лицам и институтам, поскольку это означало бы передачу части их доходов на общественное благо. Это необходимый шаг, но он неизбежно создаст врагов и повлечёт за собой последствия, поскольку это уменьшит один из самых мощных муниципальных инструментов: право распределять арендную плату.
Второй важнейшей мерой является восстановление полномочий Счётной палаты по регулированию муниципальных расходов и, тем самым, возвращение в институт, который с годами значительно ослабел, определённой степени транспарентности.
Если палате будет предоставлено право регулировать расходы местных администраций и автоматически публиковать данные, это может послужить примером для центрального правительства и ограничить коррупцию и незаконные расходы на местном уровне.
Третьим неотложным вопросом является реформа закона «О публичных торгах в целях предупреждения коррупции» в этой области. Многие считают, что публичные тендеры и закупки являются одним из основных направлений коррупции для нынешнего правительства Турции.
В-четвёртых, и это самое главное, оппозиция должна настаивать на конституционной поправке, предоставляющей местным администрациям право вводить налоги. Если она написана правильно, не должно быть никаких опасений, что такая поправка проложит путь к федеральной системе.
Нынешняя система возлагает полномочия по налогообложению на парламент, но это в некотором смысле сводит функции местных администраций к механизмам создания и распределения ренты.
Если НРП уклонится от жёсткой борьбы, которая потребуется для продвижения этих реформ через парламент, и предпочтёт продолжить старую систему, это приведёт к тому, что партия станет зеркальным отражением правящей Партии справедливости и развития (ПСР).
Однако, если НРП будет настаивать на этих реформах и окажется заблокированной ПСР, это покажет избирателям, насколько глубоко укоренилась коррупция для правящей партии.
Эсер Каракаш, Ahval