В связи с тем, что отношения между президентами США и Турции находятся в центре внимания в этом месяце, имя одного турецкого бизнесмена, Мехмета Али Ялчындага, вышло на первый план по обе стороны Атлантики как фигура с тесными связями, как в Анкаре, так и в Вашингтоне.
В 2012 году медиагруппа Dogan, принадлежащая тестю Ялчындага, была вовлечена в ожесточённую борьбу с тогдашним премьер-министром, а ныне президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. Ялчындаг стоял в офисе в недавно открытых башнях Трампа в Стамбуле и призывал конгломерат Dogan развивать хорошие отношения с правительством Эрдогана.
«Если бы мы работали с ним, а не боролись с ним, мы были бы самыми богатыми людьми в Турции», — сказал Ялчындаг.
Эти комментарии вызвали широкое распространение слухов в средствах массовой информации и деловых кругах о том, что идеи Ялчындага заставили его быть изгнанным из семьи Догана. Жена Ялчындага, Арзухан, является дочерью Айдына Догана, владельца одного из крупнейших промышленных конгломератов Турции и владельца одной из главных медиагрупп страны, пока она не была продана проправительственному бизнесу в 2018 году.
В настоящее время имя Мехмета Али Ялчындага часто появляется в сообщениях американской прессы из-за его тесных деловых связей с семьёй президента США Дональда Трампа.
Молчаливое одобрение Трампом военной операции Турции на северо-востоке Сирии заставило многие американские СМИ задаться вопросом, почему решения президента США, похоже, последовательно поддерживают Эрдогана. Ялчындаг помог Трампу укрепить деловые интересы в Турции, и многие задаются вопросом, не отказался ли президент США от интересов своей страны в пользу интересов своего бизнеса.
Турецкий бизнесмен происходил из относительно скромного окружения и начал работать на низшей должности в Doğan Group после завершения обучения в Лондоне. Только один год спустя, Ялчындаг был назначен заместителем начальника Milliyet, одной из самых известных турецких газет.
Было ли это назначение результатом таланта Ялчындага или его отношений со старшей дочерью Догана, до сих пор обсуждается в Турции.
Медиагруппа Doğan в 1990-ых и начале 2000-ых годов сумела опередить почти всех своих конкурентов, вплотную приблизившись к достижению монополии в этом секторе. Она использовала своё господство в СМИ в своих интересах, в которых участвовал конгломерат, и Ялчындаг часто ставил своё имя на истории успеха группы.
Со временем эти успехи в деловом мире принесли Ялчындагу долю влияния в политике, хотя и в значительной степени за кулисами.
Нынешнее место бизнесмена в международных отношениях началось, пожалуй, случайно. Официальные отчёты показывают, что Ялчындаг имел деловые отношения с Трампом с 2008 года, и именно он убедил миллиардера использовать своё имя Doğan Group для покупки Trump Towers в Стамбуле.
Ялчындаг также известен как человек, который представил Трампа Эрдогану на церемонии открытия стамбульских башен в 2012 году.
Конечно, в то время никто и не мечтал, что Трамп станет следующим президентом Соединённых Штатов.
Но случилось неожиданное, и когда Трамп вступил в должность в Белом доме, звезда Ялчындага засияла ярче.
Президент США называет Ялчындага другом, и их отношения идут глубже, чем просто разговоры. Когда Трамп выиграл президентские выборы в 2016 году, турецкий бизнесмен был отмечен как единственный иностранец, который следил за ночью выборов с ним в своём отеле.
И, когда Трамп сделал свой первый официальный телефонный звонок Эрдогану, он, как сообщается, назвал Ялчындага «близким другом» и поклонником всего американского. С большим подозрением, что президент США смешивает свои деловые интересы со своим официальным положением, эти комментарии подлили масла в огонь.
Но телефонный звонок Трампа, похоже, не принёс ничего хорошего тестю Ялчындага, которого Эрдоган вынудил продать свои основные медиахолдинги, включая Hürriyet, самую распространённую газету в стране, и телевизионный новостной канал CNN Türk.
Это был конец путешествия Айдына Догана в медиасекторе Турции. С различными судебными исками, поданными против него и возможностью тюремного заключения, бизнесмен покинул Турцию.
Это не помешало зятю Догана добиться выдающегося положения в администрации Эрдогана. В прошлом году он был избран президентом связанного с правительством турецко-американского делового совета. Эта ассоциация, которая вдохновила и возглавила инициативу по увеличению американо-турецкой торговли до 100 млрд долларов.
Всего через шесть месяцев после этого успеха Ялчындаг был назначен в недавно созданный Фонд науки, технологий и инновационной политики, который непосредственно связан с президентом Эрдоганом.
Прежде чем поддаться давлению в 2018 году, медиагруппа Doğan была последней крупной, основной медиагруппой, критикующей правительство Эрдогана. Но Ялчындаг будет последовательно принимать сторону правительства в рамках группы, по словам журналиста с многолетним опытом управления проправительственными СМИ.
Тесные связи, разделяемые Ялчындагом и правительством Эрдогана, были чётко разоблачены в 2016 году, когда турецкая хакерская группа Redhack опубликовала электронные письма, которые, по её словам, принадлежали зятю Эрдогана, Берату Албайраку.
В то время Ялчындаг возглавлял Doğan Media Group, а брат Албайрака Серхат Албайрак отвечал за газету Sabah и телевизионный канал ATV, два основных проправительственных издания в Турции.
Среди писем, выпущенных Redhack, было одно от Ялчындага к Серхату Албайраку, в котором он жалуется на Дениза Зейрека, писателя Hürriyet, известного критика правительства.
«Дениз Зейрек — враг. Я сделал всё, что мог. Я уменьшил его выступления на турецком телеканале CNN с пяти до двух раз в неделю», — писал Ялчындаг.
В то же время Ялчындаг, как известно, имеет тесные связи с технологическим царём российского президента Владимира Путина Аркадием Воложем, основателем и генеральным директором интернет-поисковой компании «Яндекс». В 2012 году Ялчындаг был назначен председателем правления турецкой дочерней компании Яндекса.
Под руководством турецкого бизнесмена Яндекс быстро рос в Турции, привлекая инвестиции от многих бизнесменов, связанных с Эрдоганом.