«Турецкие генералы расстроены потерей политического влияния»

| Ahval

Отставка на прошлой неделе пяти турецких генералов, вызванная очередными кадровыми перестановками в высшем военном руководстве, вывела на поверхность старый политический вопрос: нежелание турецких военачальников подчиняться приказам гражданского правительства.

Тем не менее, она также пролила свет на углубление разочарования в снижении роли военных и страх быть брошенным в тюрьму после неудавшегося переворота в июле 2016 года.

Более трёх лет после путча для турецких властей стало почти обычным делом увольнять офицеров Турецких вооружённых сил (TSK) для предполагаемых связей с заговорщиками переворота. По состоянию на июнь этого года более 2 тыс. офицеров были уволены после попытки государственного переворота.

«Атмосфера в TSK изменилась после неудавшегося переворота. Офицеры не могут открыто обсуждать темы, и относительное доверие внутри TSK ушло. Генералы, в частности, чувствуют, что они просто добыча политического класса», — сказал Ahval один западный дипломат, знакомый с турецкими военными.

Неделю назад пять турецких генералов были назначены на посты на юге Турции, которые имеют решающее значение для надзора за операциями в Сирии, и быстро подали в отставку (три из них, как сообщается, были убеждены отозвать свои отставки). Это вызвало предположение, что отставки, технически они требовали досрочной отставки, продемонстрировали их несогласие с беспокойной сирийской политикой правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Действительно, бригадный генерал Эрдал Шенер, недавно ушедший в отставку командующий Объединённым командованием оперативной группы с США в Манбидже, предположил в интервью ранее в этом месяце, что для того, чтобы вытащить себя из болота в Сирии, турецкое правительство должно заключить сделку с сирийским президентом Башаром Асадом.

Шенер добавил, что сделка по созданию безопасной зоны между США и Турцией, заключённая в прошлом месяце, была просто американской тактикой торможения. Следует отметить, что Шенер был в числе генералов, вынужденно ушедших в отставку до окончания срока их полномочий в рамках военных перестановок, которые произошли на заседании Высшего Военного Совета (YAS) 1 августа.

Но в этот вторник в интервью турецкой газете Sözcü генерал-майор Ахмет Эрджан Чорбаджи исключил предположения о том, что он ушёл в отставку на прошлой неделе в качестве реакции на его назначение в миссию в Сирии. Он сказал, что он и другие генералы подали в отставку в основном для того, чтобы выразить своё недовольство тем, как делаются назначения и продвижения по службе, основанные больше на политической лояльности, чем на заслугах и старшинстве.

На совещании YAS 1 августа число генералов и адмиралов было сокращено с 241 до 233 и никаких повышений не было сделано в ряды полных генералов или контр-адмиралов.

За этим последовали перестановки Эрдогана на прошлой неделе, которые подстегнули отставки. В среду Эрдоган отреагировал на отставки, издав президентский указ, которым были утверждены ещё перестановки на постах шести генералов.

С момента основания республики в 1923 году Вооружённые силы Турции играют ключевую политическую роль в качестве хранителя светской демократии. По меньшей мере пять раз за последние 60 лет турецкие военные предпринимали попытки вмешаться и свергнуть правительство. Четыре попытки были успешными, в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах, в то время как пятая, в 2016 году, провалилась.

Реальной причиной недавних отставок может быть растущее недовольство подчинением правительства вооружённым силам после неудавшегося переворота, который, как представляется, прекратил свою опекунскую роль светского характера республики.

Ключевая проблема заключается в том, что подчинение правительства вооружённым силам происходит не в рамках обычной парадигмы гражданского контроля, а скорее как политизация TSK. В то же время недавние решения о повышении в должности и отставке генералов и адмиралов, как известно, являются частью давно назревшей военной реструктуризации. С момента окончания Холодной войны турецкое военное командование несколько раз публично заявляло о необходимости того, чтобы TSK стал меньше, но более мобильным и эффективным с расширенными возможностями.

введите описание рисунка

Эта перестройка никогда не осуществлялась, главным образом из-за ожесточённой оппозиции среди военного руководства, которое рассматривало её как серьёзное сокращение их политического влияния и конец их опекунской роли.

Тем не менее, сейчас кажется, что турецкое правительство и президент Эрдоган предпринимают конкретные шаги, чтобы привести этот план в действие и построить армию 21-го века.

Первым шагом стало введение закона о военной службе, который вступил в силу в июне, сократив обязательную военную службу для рядовых с 12 до шести месяцев. Это знаменует собой шаг на пути к созданию профессиональных вооруженных сил, так как позволит повысить общую боеготовность за счёт большей профессиональной квалификации в отличие от курсантов с краткосрочной ориентацией на военную жизнь.

За этим шагом последовало сокращение числа полных генералов и контр-адмиралов с 15 до семи, поскольку меньшие силы, конечно, потребовали бы меньшего количества командиров.

Сначала они потеряли свою роль опекуна; теперь они теряют свои рабочие места.

Неудивительно, что турецкие генералы недовольны.

Оригинал