«Соперничающие помощники Эрдогана ведут ожесточённую борьбу за власть в Анкаре»

| Ahval

Новая исполнительная президентская система передала Реджепу Тайипу Эрдогану широкие новые полномочия, когда она вступила в силу в прошлом году, но она также усилила влияние высших государственных служащих в президентстве за пределами некоторых министров, и теперь они участвуют в борьбе за власть.

На вершине бюрократии находятся две соперничающие фигуры, часто встречающиеся по бокам президента: директор президентских коммуникаций Фахреттин Алтун с одной стороны, и пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын с другой.

Оба перешли из академического мира на государственную службу, и оба также сумели избежать «чёрных» меток на резюме, которые часто означают конец карьеры в Турции.

Калын в течение многих лет писал для Zaman, газеты, которая была закрыта в 2016 году за её принадлежность к запрещённому религиозному движению Фтехуллаха Гюлена. Напомним, что движение обвиняется в попытке государственного переворота в 2016 году. Даже слабых связей с движением зачастую достаточно, чтобы иметь серьёзные проблемы в Турции. Алтун, между тем, был известен в свои академические годы как ученик Ахмета Давутоглу, бывшего премьер-министра, чей разрыв с Эрдоганом привёл его и нескольких союзников к выходу из правящей партии в этом году.

Алтун, хоть и моложе, но сумел подняться на вершину гораздо быстрее, чем Калын, достигнув за один год такого уровня влияния, на который его соперник потратил десять лет.

Теперь, когда Эрдоган часто выбирает Алтуна вместо своего собственного представителя Калына, чтобы делать критические заявления и управлять своим выходом в социальных сетях, бывший академик рассматривается как главный человек в правительстве.

Одним из главных факторов роста Алтуна были его тесные связи с Серхатом Албайраком, главой медиагруппы, которая управляет флагманскими проправительственными газетами и телеканалами, и его братом министром финансов и казначейства Бератом Албайраком, который также является зятем Эрдогана.

Эти отношения принесли ему ещё одного мощного союзника в виде проправительственной группы «Пеликан»: группы журналистов и учёных, сосредоточенных вокруг Босфорского глобального мыслительного центра и медиаорганов Серхата Албайрака, которые получили своё название от роли, которую он сыграл в отстранении Давутоглу от должности.

Просочившийся документ, опубликованный в социальных сетях, представил длинный список конфликтов между Давутоглу и Эрдоганом, создав ситуацию, когда премьер-министр был вынужден уйти в отставку. Этот документ стал известен как «файл Пеликан», названный так по политическому триллеру Джона Гришэма.

Алтун тогда принял сторону группы.

После перехода к исполнительно-президентской системе Алтун был назначен начальником Управления президентских коммуникаций. Это дало ему контроль над жизненно важными государственными учреждениями, включая учреждение, ответственное за всю общественную рекламу и объявления — общественный вещатель TRT и агентство, которое предоставляет журналистам пресс-карты.

Поскольку правящая партия контролирует большинство мест в Государственном совете по мониторингу вещания, она также находится под контролем Алтуна.

Когда правящая Партия справедливости и развития (ПСР) потеряла контроль над крупными городами, включая Стамбул и Анкару, на местных выборах в этом году, решение внезапно прекратить трансляцию подсчёта голосов, было приписано Алтуну.

Это иллюстрирует власть бывшего академика над средствами массовой информации в Турции; теперь ни государственные органы СМИ, ни частные издания не публикуют новости без его ведома.

Кроме того, помимо нескольких критических изданий, подавляющее большинство СМИ управляется с одной базы с Алтуном в центре, а различные проправительственные газеты часто публикуют одни и те же заголовки на ежедневной основе.

Алтун также как полагают, стоял за агрессивной кампанией СМИ, которая была направлена на борьбу с Давутоглу и другим авторитетом ПСР, бывшим вице-премьером Али Бабаджаном, оба из которых объявили о планах запустить политические движения, чтобы конкурировать с правящей партией в этом году. Объявления были встречены нападками со стороны проправительственных СМИ, которые осудили обоих как предателей.

Многие считают, что такая тактика углубила раскол в правящей партии, которая в этом году пережила десятки отставок.

Однако это не уменьшило авторитет Алтуна в глазах Эрдогана.

Калын, тем временем, появился на сцене в 2009 году, когда он был назначен главным советником по внешней политике. К 2014 году он достиг своей нынешней должности пресс-секретаря Эрдогана.

Калын пришёл через про-ПСР мозговой центр SETA, и его академическая карьера в качестве учёного исламской мысли привела его в Колледж Святого Креста и Джорджтаунского университета в Соединённых Штатах, а также в самые престижные университеты Турции.

Калын считается одним из самых лояльных и доверенных людей Эрдогана, и, как сообщается, рассматривался на роль министра иностранных дел после национальных выборов в прошлом году.

Но он столкнулся с жёсткой оппозицией со стороны Алтуна и группы «Пеликан», которые видят в нём соперника. Политические круги в Анкаре говорят, что группа сорвала его переход в МИД. При этом, она не смогла начать прямую атаку на верного помощника президента, который, вероятно, посвящён во многие из его наиболее тщательно охраняемых секретов.

Тем не менее, в то время как борьба между Эрдоганом и бывшими шишками ПСР продолжается, борьба за власть становится всё более глубокой и среди его помощников.

Ключевой датой будет 13 ноября, когда президент посетит Вашингтон, почти наверняка с Алтуном и Калыном.

Источники в Анкаре считают, что если Берат Албайрак займёт своё место в делегации, несмотря на опасения, что он может быть поражён целенаправленными санкциями США в связи с военной операцией Турции на северо-востоке Сирии, это будет верным признаком того, что дела идут в пользу Алтуна.

Ahval