«Турецкую политику ожидают потрясения»

| Ahval

В то время как обычно ожидается, что напряжённость в политике снижается с уходом парламента на летние каникулы, в Турция всё ещё происходят значительные события как на правящем, так и на оппозиционном фронтах.

Стоит отметить, что «Партия будущего» и Партия демократии и прорыва (DEVA), созданные соответственно Ахметом Давутоглу и Али Бабаджаном, которые порвали с правящей Партией справедливости и развития (ПСР), рассматриваются как будущие члены «Национального альянса», состоящего из главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), «Хорошей партии», Партии счастья (SP) и Демократической партии (СП).

Ранее в среду лидер «Хорошей партии» Мераль Акшенер провела почти двухчасовую встречу с Бабаджаном. Хотя на совместной пресс-конференции, состоявшейся после, не было сделано никаких заявления об альянсе, эта тема, как сообщается, обсуждалась в ходе переговоров. Акшенер собирается посетить Давутоглу на следующей неделе.

Вместе с тем лидер НРП Кемаль Кылычдароглу, как сообщается, рассматривает возможность поддержки Бабаджана в качестве совместного кандидата в президенты от «Национального альянса» на следующих выборах.

Однако на данный момент внимание привлекает инициатива бывшего кандидата в президенты от НРП Мухаррема Индже о создании нового оппозиционного движения за пределами партии.

«Я не создаю партию, я инициирую движение, я буду путешествовать по всей Анатолии, город за городом», — заявил политик. Хотя администрация НРП пыталась остановить этот шаг, Индже не отступил.

В то время как политика и средства массовой информации сосредоточены на планах Индже, празднование девятнадцатой годовщины правящей ПСР, которое должно было состояться в пятницу, и на котором будет присутствовать президент Реджеп Тайип Эрдоган, было перенесено на день — вероятно, чтобы затмить объявление Индже.

В тот же день Акшенер и Кылычдароглу примут участие в церемонии открытия муниципалитета Измит. Таким образом, и правящий, и оппозиционный блоки прилагают усилия, чтобы столкнуть Индже с повестки дня.

С другой стороны, поддержка Эрдоганом своего политического союзника лидера Партии националистического движения (ПНД) Девелета Бахчели и призыв к Акшенер и другим отколовшимся от ПНД политикам «вернуться домой» и присоединиться к правящему «Народному альянсу» говорит о том, что он теряет власть и ищет свежей крови.

«Если они хотят поддержать переход к усиленной парламентской системе, мы это рассмотрим», — ответила Акшенер.

Эрдоган осознаёт тот факт, что без поддержки ПНД правящей ПСР не хватило бы парламентского большинства, и обеспокоен пост-бахчели эпохой — ходят слухи о плохом самочувствии лидера ПНД.

Ранее Эрдоган назвал Акшенер «предательницей» и обвинил её в получении инструкций от запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК). Тот факт, что он сейчас посылает ей такое предложение, показывает его озабоченность по поводу ПНД и Бахчели.

Заявления Эрдогана и Бахчели в поддержку новой инициативы Индже — это очередная попытка ослабить НРП, которая составляет костяк оппозиционного блока. Политическая позиция Индже и его заявления приобрели в этом отношении большое значение.

Новые события, а также ухудшение состояния экономики привели к отчаянию правительства. Исходя из того, что по мере ухудшения экономической ситуации поддержка правящей партии ослабевает, оппозиция пытается укрепить свой альянс, предсказывая, что эта ситуация в конечном итоге вынудит правительство назначить внеочередные выборы. Примечательно, что и Кылычдароглу, и Давутоглу недавно подняли курдский вопрос в возможной попытке расширить свою поддержку.

Хотя Эрдоган недавно пытался создать представление об экономическом успехе и процветании, сравнивая показатели продаж холодильников, стиральных машин и духовок 2002 и 2019 годов, эта риторика больше не эффективна для общества, которое устало от экономических проблем.

Министерство финансов и казначейства Турции объявило, что дефицит бюджета в июле составил 30,8 млрд лир (4,2 млрд долларов), превысил 140 млрд лир в январе-июле и был на 10 млрд лир выше дефицита 2019 года. Эти цифры показывают, насколько истощен бюджет 2020 года, и что конец пути виден.

Короче говоря, по мере того, как экономика Турции ухудшается, политика становится всё более лихорадочной. Предстоящие недели могут предвещать значительные события в Турции.

Зульфикар Доган