«Отчёт МВФ по Турции — тонко завуалированное осуждение экономического руководства Эрдогана»

| Ahval 174

Международный валютный фонд опубликовал ежегодный доклад по Турции, который представляет собой тонко завуалированное осуждение экономической политики правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Вашингтонское учреждение, увеличив свою оценку экономического роста в Турции в этом году до 0,25%, практически ничего позитивного не сказало о том, как Эрдоган справился с экономикой после прошлогоднего валютного кризиса.

Фактически, в докладе, опубликованном на этой неделе после очередной миссии персонала, слово «позитивный» упоминается три раза — один раз, когда речь идёт об общем настроении рынка и дважды, когда излагаются прогнозы экономического роста.

В своём трёхстраничном резюме выводов миссии фонд подверг критике недальновидную политику правительства, которая, по его словам, направлена на стимулирование экономического роста в ущерб финансовой стабильности.

«Перспективы сильного устойчивого роста ослабли, и риски остаются на заднем плане. Нынешнее спокойствие кажется хрупким», — указали в докладе.

Представляется очевидным, что правительство заранее знало о содержании отчёта. Во вступительном абзаце МВФ заявил, что власти дали согласие на публикацию этого заявления.

Недовольство Турции содержанием этого документа было очевидным. Непосредственно перед публикацией доклада была развернута организованная проправительственной прессой Турции кампания против МВФ, в ходе которой основное внимание было уделено предполагаемым встречам между должностными лицами Фонда и представителями оппозиционных партий — Народно-республиканской партии (НРП) и «Хорошей партии».

Кампания, которая изображала встречи как тайные и злонамеренные, была построена на заявлениях представителя правительства Омера Челика, Иинистерства финансов и казначейства, которым руководил зять Эрдогана Берат Албайрак — и турецкого директора МВФ Раджи Кайи, бывшего председателя Государственного банка, который представляет интересы Турции и семи других стран в фонде.

МВФ предупредил в докладе, что экономический рост Турции в значительной степени был обусловлен экспансионистской фискальной политикой и быстрым предоставлением кредитов государственным банкам. Затем он продолжил перечислять экономические уязвимости Турции, которые включали низкие валютные резервы, высокие валютные долги, напряжённые балансы компаний, высокую долларизацию, растущий дефицит бюджета и более слабые внутренние настроения.

В комментариях, которые, возможно, ещё больше разозлили Эрдогана, МВФ призвал Центральный банк прекратить серию сокращений ставок — он снизил базовую кредитную ставку на 750 базисных пунктов до 16,5% с июля — чтобы поддержать финансовую стабильность и помочь экономике бороться с любым ухудшением настроений в отношении развивающихся рынков.

«Цикл смягчения ЦБ был слишком агрессивным», — указали в фонде.

ЦБ снизил процентные ставки после того, как Эрдоган уволил и заменил председателя своим кандидатом в июле, заявив, что тот отказался от правительственных просьб сократить их. Эрдоган утверждает, что более низкие ставки помогают замедлить инфляцию, что противоречит традиционной экономической мудрости.

«Основной задачей политики является переход от краткосрочной ориентации на рост к обеспечению более сильного и устойчивого роста в среднесрочной перспективе», — говорится в докладе фонда.

Затем МВФ составил список рекомендуемых «дел» для правительства Эрдогана, чтобы обеспечить устойчивое восстановление после прошлогоднего валютного кризиса.

Список включает в себя:

  1. Жёсткую денежно-кредитная политика для повышения доверия к Центральному банку, поддержки лиры и устойчивого замедления инфляции.

  2. Меры по укреплению среднесрочной бюджетной мощи и доверия (правительство привлекло десятки миллиардов лир наличными Центрального банка в этом году, но дефицит бюджета по-прежнему увеличился на 34% в год).

  3. Всестороннюю оценку банковских активов третьими сторонами и новые стресс-тесты с последующими мерами, если это необходимо, для укрепления доверия к финансовой отрасли.

  4. Укрепление системы несостоятельности и реструктуризации корпоративного долга.

  5. Осуществление структурных реформ для поддержки роста производительности и повышения экономической устойчивости. Эти меры должны включать расширение налоговой базы, реформу подоходного налога, улучшение мониторинга частно-государственного партнерства и повышение гибкости и мобильности рынка труда.

Фонд также призвал Центральный банк «пересмотреть» недавние меры, стимулирующие банковское кредитование с резервными требованиями — банк предоставил финансовые вознаграждения кредиторам, которые увеличивают ежегодный рост кредитования на 10-20%, наказывая тех, кто этого не делает.

В другой тонко завуалированной критике политики Эрдогана МВФ заявил, что управление Фондом благосостояния Турции (TWF) должно быть «уточнено, чтобы ограничить потенциальные конфликты интересов». TWF, который управляет крупнейшими государственными предприятиями Турции вне парламентского контроля, возглавляет Эрдоган. Албайрак является его заместителем.

Фонд заявил, что он ожидает, что Албайрак изложит подробный план реформ, когда он объявит о новой экономической программе страны (НЭП) в конце этого месяца.

«Мы с нетерпением ожидаем предстоящей новой экономической программы, которая должна четко диагностировать проблемы, стоящие перед экономикой, и наметить всеобъемлющий комплекс мер по их решению», — отметил МВФ.

Марк Бентли