«Семь выводов из визита Эрдогана к Трампу»

| Ahval

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его американский коллега Дональд Трамп встретились в среду в Белом доме.

Лидеры двух стран на необычной встрече с сенаторами-республиканцами, которые, как известно, критикуют Эрдогана, обсудили длинный список вопросов, которые привели к эскалации напряжённости между двумя союзниками по НАТО, включая военную операцию Турции в северной Сирии, решение Анкары приобрести российские системы С-400, соблюдение санкций США против Турции и решение Конгресса о признании геноцида армян.

Долгожданный визит Эрдогана в Соединённые Штаты можно суммировать в семи пунктах:

 1.Продолжительность визита: визит Эрдогана длился менее 30 часов и завершился посещением турецкой мечети в Мэриленде. Президент Турции, который в предыдущие годы находился в Соединённых Штатах от 3 до 5 дней, пробыл там недолго. Он только посетил Белый дом, поскольку у Эрдогана больше нет друзей в Вашингтоне, и ему пришлось столкнуться с одним из самых больших протестов, организованных против иностранного лидера в Вашингтоне. Он не пришел в отчаяние за эти 30 часов. Никаких неожиданных вопросов ему не задавали. Ему не пришлось заниматься вопросами, касающимися свободы СМИ или нарушений прав человека в Турции.

 2.Историческое совпадение: Эрдоган посетил Белый дом, и Трамп приветствовал его. Визит, который совпал с первым днём слушаний по импичменту, был омрачён этим «большим театром» в Конгрессе.

В первый день слушаний по импичменту, которые были начаты в третий раз в истории США за почти 250 лет, Трамп получил несколько серьёзных обвинений. Выступая в Палате представителей, высокопоставленные чиновники напрямую связали Трампа с украинским скандалом, поскольку он проводил свой день с Эрдоганом и пытался создать впечатление, что он слишком занят, чтобы заниматься «охотой на ведьм». 1.Нерешённые проблемы: Трамп протянул несколько «пряников» Эрдогану, чтобы заставить его отказаться от своего решения С-400. Президент США упомянул об объёме товарооборота в 100 млрд долларов. Начиная с 2010-ых годов, обе стороны постоянно выдвигали различные цели по коммерческому объёму.

Белый дом в своём заявлении пообещал улучшить двусторонние дипломатические и торговые отношения, оговорив, что Эрдоган не активизирует С-400, но в прессе ничего не сообщалось о том, что было достигнуто решение по этому вопросу. Напротив, Эрдоган заявил, что не откажется от С-400 и возможно приобретёт и Patriot. После этой встречи осталось не так уж много историй успеха.

Например, Трамп заявил, что оба лидера поручили своим дипломатам начать работу по решению проблем, возникающих в связи с С-400. Конечно, это утверждение ничего не значит. Власти двух стран уже несколько лет пытаются решить проблему С-400. Если и было что-то, связанное с директивой, то это уже произошло раньше.

 1.Сенаторы: мы ещё не полностью знаем дискуссии между пятью республиканскими сенаторами, Эрдоганом и Трампом, хотя были некоторые утечки. Поза, которую Эрдоган принял на стуле в Овальном кабинете Белого дома, показалась чересчур самоуверенной. Он вёл себя так, словно был владельцем собрания. Многие говорили, что Трамп привёл этих сенаторов, чтобы позволить им быть суровыми к Эрдогану, но не принимать решений.

Несмотря на то, что сенатор Линдси Грэм говорил с прессой и рассказывал им, как жёстко он относился к лидеру Турции, сразу после встречи он заблокировал законопроект о признании геноцида армян в Сенате и, возможно, подарил Эрдогану единственную ощутимую победу своего визита.

Трамп не сделал приглашения на государственный визит, и встреча не была на том же уровне гостеприимства Обамы в мае 2013 года, но всё же, любые действия, которые могли бы поставить Эрдогана в сложную ситуацию во время публичных встреч, были предотвращены.

 1.Дело Halkbank: мы не знаем, что произошло между двумя сторонами в отношении обвинительного заключения Halkbank, хотя Эрдоган сказал, что они обсуждали это дело.
 2.Немногочисленные, но могущественные союзники Эрдогана: благодаря усилиям Трампа и сенатора-республиканца Митча Макконнелла всё, что могло бы подтолкнуть Турцию к России, до сих пор избегалось. Трамп в Белом доме и Макконнелл в Сенате продолжали делать всё возможное, чтобы угодить Эрдогану.

Например, стоит отметить, что в то время как пять сенаторов, которые были откровенными критиками Турции, присоединились к встрече с Эрдоганом, Макконнелл выступил с короткой речью в Сенате, заявив, что отношения с Турцией не должны быть ещё более ослаблены. Со всеми намерениями и целями, похоже, что лидер большинства в Сенате находится на борту с Трампом по мягкому обращению с Турцией и Эрдоганом.

 1.Хорошая новость от Сената Эрдогану: Трамп и лидер Сената уже заблокировали пакеты санкций, один из которых даже нацелен на Эрдогана. В Вашингтоне, где у Эрдогана нет большого количества друзей, турецкий президент придерживается Трампа, своего единственного друга, но самого могущественного друга в мире, и мы можем легко сказать, что этой «дружбы» было достаточно для визита Эрдогана в Вашингтон.

Трамп сначала заблокировал санкции США в отношении Турции, затем дал зелёный свет операции на севере Сирии, и теперь имел очень хороший, безотказный приём для Эрдогана, который не может поехать в европейские столицы.

Что касается кризиса С-400 и проблем вокруг Северной Сирии, то обе стороны не предприняли никаких серьёзных шагов, но переговоры в Белом доме спасли ситуацию и были более чем достаточны для Эрдогана. Это был полезный визит для внутриполитических планов лидеров, но не для интересов двух стран.

Обещание открыть новую страницу в отношениях между двумя странами, озвученное пресс-секретарём турецкого президента, было абсолютно пустым. Ни одна из институциональных проблем не была решена. Существует проблема глубокого доверия между военными. Но Трамп — это уникальная возможность для Эрдогана, и турецкий президент, похоже, использует её до конца. В 2020 году любимым кандидатом Эрдогана на выборах в США должен стать Трамп.

Ильхан Таныр