Американский сенатор Линдси Грэм, близкий соратник президента Дональда Трампа, заявил на этой неделе, что он пытается заставить Турцию вернуться в программу по созданию и эксплуатации перспективных истребителей F-35 после того, как её содействие было приостановлено из-за покупки российских зенитных ракет С-400.
Грэм также решительно выступал против принятия мер против Турции, в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который обязывает администрацию США наказывать любую страну, которая совершает значительные закупки военной техники у России.
Но Трамп до сих пор воздерживался от реализации мер CAATSA против Турции, и комментарии Грэма могут указывать на движение внутри администрации, чтобы снять приостановку с программы F-35, введённой в июле после того, как первые части С-400 были доставлены в Анкару.
«Мы пытаемся вернуть их в программу F-35», — сказал Грэм после встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом 22 сентября.
В пятницу министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Вашингтон в настоящее время рассматривает возможность возвращения Турции в программу.
Грэм утверждал в июле, что если Турция не активирует С-400, то она не должна подвергаться санкциям.
Но министр обороны США Марк Эспер настаивал в августе, что Турция должна полностью убрать С-400, прежде чем Соединённые Штаты даже подумают о реадмиссии её в программу F-35. Трамп в свою очередь разочарован тем, что Соединённые Штаты не могут продать Турции 100 F-35, которые она уже заказала, и назвал это «нечестным».
Макс Хоффман, заместитель директора по национальной безопасности и международной политике в центре американского фонда действий прогресса, сказал, что подозревает, что Грэм изучает возможность реадмиссии Турции в программу F-35 с молчаливого одобрения Трампа.
Но, по его словам, «профессиональные ряды правительства США и большая часть Конгресса остаются едиными в своём противостоянии реадмиссии Турции в программу без снятия С-400».
Постоянное исключение Турции из программы F-35 приведёт к тому, что она потеряет около 9 млрд долларов контрактов на строительство около одной тыс. деталей для самолёта, начиная от дисплеев кабины и заканчивая шасси и фюзеляжем.
Николас Данфорт, старший приглашённый сотрудник Немецкого Фонда Маршалла, провёл различие между перспективой Турции столкнуться с санкциями CAATSA и её отстранением от программы F-35, которая была вызвана опасениями, что Россия может использовать С-400 для сбора информации об обороне самолётов.
«В то время как CAATSA является политическим вопросом, решение об исключении Турции из программы F-35 было результатом конкретных опасений по поводу безопасности самолёта. Это означает, что, если Эрдоган не отправит завтра С-400 обратно в Россию, очень трудно представить, как Турция будет вновь допущена к программе в ближайшем будущем», — сказал Данфорт.
Аарон Штайн, директор ближневосточной программы Института исследований внешней политики, сказал, что разговор о F-35 «только что стал абсурдом».
«Линдси Грэм пытается заставить Анкару отменить покупку С-400 в обмен на сделку о свободной торговле и F-35 ... у меня есть новости для Линдси, не будет сделки о свободной торговле. Он не первый, кто пытается это сделать. Так что эти кошки-мышки просто утомительны», — указал эксперт.
Али Демирдас, профессор международных отношений и вкладчик в Национальный интерес, добавил, что, хотя Конгресс хотел ввести санкции CAATSA в отношении Турции, когда та получила С-400, он решил не делать этого после того, как Турция стала угрожать военной операцией против поддерживаемых США курдских сил на севере Сирии.
«США предлагают Турции всевозможные стимулы для предотвращения вторжения, такие как увеличение объёма торговли до 100 млрд долларов и ослабление тарифов на сталь и алюминий», — подчеркнул Демирдас. Попытка Грэма вернуть Турцию в программу F-35 была «частью этих усилий по сдерживанию турецкой военной операции», отметил он.
Демирдас добавил, что турецкие компании завершают существующие заказы на компоненты F-35, и её участие в создании частей самолётов не закончится до марта следующего года.
Американские источники заявили, что исключение Турции из программы не будет столь дорогостоящим и сложным, как говорит турецкое правительство, поскольку другие страны могут вмешаться и сделать детали.
Демирдас сказал, что F-35 уже страдали от недостатка запасных частей. В исследовании управления подотчётности правительства говорится, что в период с мая по ноябрь 2018 года только 27% всех F-35 были полностью способны к миссии. Это, по его словам, в значительной степени связано с нехваткой запасных частей и «сложностью управления и перемещения деталей по всему миру».
«Учитывая, что Турция обязалась купить 100 F-35, было бы глупо выбивать Турцию из программы, учитывая уже и без того мрачный прогноз будущей программы. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что Турция каким-то образом останется в программе и получит свои F-35, если Трамп будет переизбран, независимо от ситуации с С-400», — указал Демирдас.
Но Штейн сказал, что вопросы запасных частей F-35 не связаны с Турцией и будут решаться по мере созревания программы. По его словам, у Турции было много вариантов противовоздушной и противоракетной обороны, но она выбрала российский вариант. «Она выбрала С-400, зная, что потеряет F-35», — считает Штейн.
Предвидя, что она не примет поставку F-35, Турция запаслась запасными частями для своего большого флота F-16, который F-35 должны были заменить.
Демирдас добавил, что, несмотря на одобряемые Россией нападения на поддерживаемых Турцией повстанцев в сирийской провинции Идлиб, Россия делает больше, чтобы успокоить проблемы безопасности Турции в Сирии по сравнению с Соединёнными Штатами, которым аффелированы сирийские курды.
«Поэтому я не ожидаю, что Турция повредит своим отношениям с Россией. При этом США должны сделать для Турции больше, чем то, что делает Россия, чтобы вытащить Турцию из сильной орбиты России», — отметил Демирдас.
Это потребует от США серьёзных уступок в поддержке сирийских курдских сил и отказе выдать Фетхуллаха Гюлена, человека, который, по словам Турции, стоит за попыткой переворота в 2016 году, сказал Демирдас.
«Теперь кажется, что США нуждаются в Турции больше, чем Турция нуждается в США. Поэтому очень маловероятно, что Турция дезактивирует системы С-400», — заключил он.
Хоффман также сомневался, что Эрдоган откажется от сделки по С-400 на этом позднем этапе, «понеся такие большие затраты как в материальном, так и в политическом плане, и даже несмотря на то, что Россия продолжает свою кампанию в Идлибе против турецких желаний».
В то время как Трамп, возможно, захочет позволить Турции вернуться в программу F-35 «Единая межведомственная оппозиция Конгресса, скорее всего, исключит его самого», сказал Хоффман.