По мере приближения мартовских местных выборов оппозиционные партии ведут переговоры о создании избирательного альянса, в то время как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) ищет способы удержать контролируемые ей муниципалитеты перед лицом надвигающегося финансового краха Турции.
Для лидеров, как основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу, так и националистической «Хорошей партии» Мераль Акшенер, плохие результаты на выборах, скорее всего, будут стоить потери позиций, поэтому каждый ищет кандидатов и стратегии для достижения максимального успеха.
Напомним, что Кылычдароглу уже столкнулся с призывами уйти в отставку после разочаровывающих результатов на выборах 24 июня этого года, поэтому мартовское голосование может стать последним для его политической карьеры.
Акшенер также была на грани, после критики её выступления 24 июня. Тем не менее, партийная администрация подтвердила своё доверие к ней, переизбрав её лидером.
Однако выборы 31 марта будут иметь решающее значение не только для политического будущего Акшенер, но и для дальнейшего существования «Хорошей партии», которая не может позволить себе провалить второе серьёзное испытание.
Таким образом, поскольку оба лидера настаивают на условиях, которые наилучшим образом укрепят интересы их собственной партии, они изо всех сил пытаются достичь компромисса, необходимого для альянса. Это усилило дискомфорт среди членов обеих сторон и стало поводом долгих и утомительных переговоров об альянсе.
Ожидается, что Кылычдароглу и Акшенер проведут заключительную встречу по этому вопросу, и если они смогут прийти к соглашению, это, несомненно, улучшит их работу на избирательных участках. Однако несогласованность условий будет равносильна психологической победе ПСР и её партнёров по выборам — крайне правой Партии националистического движения (ПНД), а также неизбежному снижению шансов оппозиции на выборах.
С другой стороны, если НРП и «Хорошая партия» смогут представить подходящую модель альянса и правильных кандидатов, они могут быть объединены в более широкий оппозиционный альянс исламистской «Партией счастья» (ПС) и прокурдской Демократической партией народов (ДПН).
В то же время ПСР лихорадочно ищет источники финансирования для местных администраций, находящихся под её контролем, в крайне ограниченном финансовом климате, поскольку многие из них приближаются к банкротству.
Целевые показатели роста бюджета Турции на 2019 год были пересмотрены до 2,3%, и правительство ПСР заявило о намерении сократить государственные расходы и инвестиции на 36,5%. Таким образом, расходы в таких областях, как здравоохранение, образование, транспорт и инфраструктура, упадут ниже уровней 2017 и 2018 годов.
Задолженность и процентные платежи резко возросли в этом году из-за падения стоимости лиры и высокой инфляции, а средства, сокращённые из вышеуказанных областей, будут направлены на погашение.
В 2019 бюджет предусматривает расходы на 961 млрд лир против доходов 880,4 млрд лир, представляя дефицит в 80,6 млдр.
Бюджет этого года рассчитан на дефицит в 65 млрд лир, но из-за последнего пересмотра ожидается, что дефицит бюджета на конец года достигнет 72 млрд лир.
Если в 2018 году объём инвестиций составил 68,8 млрд лир, то в 2019 году, несмотря на инфляцию свыше 20%, он снизился на 3,6 млрд – до 65,2 млрд лир.
Между тем процентные платежи выросли с 72 млрд лир до 117,3 млрд лир в бюджете 2019 года.
Естественно, эти суммы весьма вероятно будут отличаться от прогнозов, как и в предыдущих двух бюджетах.
Таким образом, в преддверии выборов 31 марта правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана ищет источники финансирования за пределами бюджета, чтобы заручиться поддержкой муниципальных кандидатов ПСР и расширить линию жизни для дружественных правительству подрядчиков, которые испытывают трудные времена после того, как платежи за проекты местного самоуправления иссякли.
С этой точки зрения представляется очевидным, что некоторые статьи, представленные в сводном законопроекте парламенту в этом месяце, были добавлены с учётом этого поиска средств.
Министр финансов и казначейства Турции Берат Албайрак объявил несколько месяцев назад о планах вновь открыть турецкий банк Emlak, специализировавшийся на недвижимости, обанкротившегося из-за коррупционного скандала в 2001 году, и использовать его для поддержки жилищного сектора. Но пока никаких шагов в этом направлении не предпринималось.
Скорее, сводный законопроект обещает полностью изменить сферу компетенции İlbank, которому до сих пор было поручено финансирование небольших проектов жилищного строительства и инфраструктуры местных администраций.
Теперь изменения будут заключаться в том, что банк будет предоставлять средства муниципалитетам для жилищного строительства, торговых центров, обновления городов и такого рода государственно-частного партнёрства, которое правительство использовало для осуществления своих массовых мегапроектов. Законопроект также распространит инвестиции İlbank на зарубежные проекты.
Последние данные казначейства по должникам показывают, что наибольшая часть долга – 11,4 млрд лир – приходится на местные муниципалитеты, причём наиболее значительная часть долга приходится на муниципалитеты, контролируемые ПСР.
Самый большой долг перед казначейством – 6 млрд лир – должен муниципалитет Коджаэли ПСР, в то время как муниципалитет ПНД в Адане должен более 1 млрд лир. За этими двумя ведущими городами, контролируемыми ПСР, следуют Анталья, Сакарья, Бурса, Конья, Сивас, Йозгат, Самсун, Кайсери, Денизли и Газиантеп.
Аудиторские отчёты İlbank за 2015-2016 гг. показывают, что большая часть задолженности муниципалитетов перед банком в размере 15 млрд лир приходится на муниципалитеты ПСР, а Бурса снова является крупнейшим должником, за ней следуют Газиантеп, Сакарья, Конья и Анталья.
Короче говоря, местные органы власти ПСР несут ответственность за большую часть миллиардов, предназначенных казначейству и İlbank, и срок для большей части этого долга уже давно прошёл. Однако ни казначейство, ни İlbank не могут легально преследовать своих должников, поскольку они имеют политическую защиту.
Другими словами, муниципалитеты ПСР тонут в долгах, не имея возможности вернуть их.
Здесь и появляется сводный законопроект. Согласно статье, касающейся İlbank, 51% средств банка будет использоваться в качестве «грантов».
Естественно, не стоит обсуждать возможность того, что какой-либо из этих грантов поступит в оппозиционные муниципалитеты до выборов. İlbank, скорее всего, будет использоваться в качестве источника средств для обслуживания долгов муниципалитетов и финансирования или даже статанет партнёром в приостановленных и незавершённых проектах, которые эти муниципалитеты ввели в эксплуатацию.
Таким образом, в то же время, законопроект будет служить для получения денежных средств, поступающих к подрядчикам с государственными связями, привлечённых для этих проектов. Но если эти фирмы рухнут, они заберут İlbank с собой.
Отчёты İlbank за 2017 год показывают, что банк предоставил турецким муниципалитетам кредиты и гранты на сумму 11 млрд лир. К сентябрю 2018 года только кредитный показатель достиг 5 млрд лир.
Кроме того, İlbank принимал часть налогов, выделенных муниципалитетам в бюджете каждого года, но в этом году бывший премьер-министр Бинали Йылдырым отсрочил сокращения банка на шесть месяцев до выборов 24 июня. Ожидается, что постановление президента продлит задержку до завершения местных выборов.
Таким образом, İlbank не получит ни одной из 47 млрд лир, которые пойдут в бюджет муниципалитетов. Скорее, деньги пойдут прямо в казну муниципалитетов ПСР и ПНД до выборов.
Таким образом, в то время как оппозиция всё ещё спорит по поводу условий своего избирательного альянса, правительство Эрдогана уже начало прилагать все усилия, чтобы обеспечить средства для своих муниципалитетов и заложить основу для победы 31 марта.