Тот, кто придёт к власти в Турции после выборов, намеченных на 24 июня, столкнётся с устрашающей международной перспективой.
Турция всё больше втягивается в вихрь гражданской войны в Сирии и сталкивается с Грецией по вопросам, связанным с границами, природными ресурсами и разделённым островом Кипр.
Кроме того, Турция вступила в перепалку с Израилем по поводу тяжёлого положения палестинцев и статуса Иерусалима, а с момента свержения правительства Мохамеда Морси в 2013 году у неё возник ряд разногласий и с Египтом.
После того, как Анкара оказала поддержку Катару, у неё сложились напряжённые отношения с рядом государств Персидского залива, включая Саудовскую Аравию и Объединённые Арабские Эмираты. Не последнюю роль сыграло и стремление турецкого правительства расширить территории вдоль африканского побережья Красного моря.
Отношения Турции с Европой уже долгое время носят напряжённый характер. Переговоры о вступлении в Европейский Союз застопорились, и во многих европейских столицах президента Реджепа Тайипа Эрдогана больше не ждёт радушный приём.
Последствия его визитов, например, в частности его недавней поездки в Великобританию, довольно часто неприятны.
Отношения с Соединёнными Штатами, традиционно наиболее важным союзником Турции, также зашли в тупик. Список разногласий между двумя союзниками по НАТО растёт. В данном случае свою роль сыграли сближение Турции с Россией, убеждённость Анкары в причастности Америки к попытке военного переворота, предпринятой в 2016 году, разногласия по поводу турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена, поддержка США курдских сил в Сирии, суд над американским пастором в Турции и, вероятно, огромный штраф Казначейства Соединённых Штатов в отношении турецкого государственного банка за уклонение от санкций в отношении Ирана.
В течение последнего месяца поставка истребителей нового поколения F-35 в Турцию стала ещё одной причиной раздора. Конгресс США вместе с новым госсекретарём Майком Помпео дал чётко понять, что правительство США могут прекратить поставку в ответ на покупку Турцией российских зенитных ракет.
Всё более враждебные действия Турции на международной арене явились следствием перехода от многостороннего подхода к внешней политике до одноуровневого и одностороннего, поскольку в последнее время Эрдоган позиционирует своё президентство с точки зрения восстановления былой славы Османской империи.
Однако грандиозные обещания турецкого президента кажутся всё более невероятными, так как Турция переходит от одного международного кризиса к другому, а растущий экономический стресс отвлекает внимание и ресурсы от внешнеполитических вопросов.
В сложившихся условиях Турции необходимо переориентировать свою внешнюю политику, чтобы сосредоточиться на более реалистичных целях. Она должна вернуться к многостороннему стилю взаимодействия, характеризовавшему ранние годы правления Эрдогана.
Однако это легче сказать, чем сделать. Многие из вопросов в дипломатических отношениях Турции полностью выдуманы, что связано с тем, что внешняя политика становится инструментом для поддержки внутриполитической повестки.
Если Эрдоган сохранит власть, калибровка внешней политики потребует, чтобы он проглотил свою гордость и кардинально изменил риторику. Это может показаться слишком для Эрдогана, хотя в прошлом он неоднократно проявлял свой прагматизм.
Следует отметить, что оппозиционным партиям было бы легче инициировать изменения во внешней политике, поскольку они не обременены идеологическим багажом правящей партии. Но у них есть свой собственный багаж и нет опыта работы с решением международных проблем.
Для этого кандидаты от оппозиционной партии должны рассказать как отечественной, так и международной аудитории о том, какое будущее они видят для Турции, излагая некоторые конкретные вопросы и свои способы разрешения проблем.
Как бы это ни было сложно, Турции необходимо переосмыслить свою внешнюю политику, чтобы избежать ям, которые она вырыла для себя за последние годы. Неспособность сделать это может иметь серьёзные последствия не только для всё более избитого имиджа Турции в мире, но и дома, что больнее всего.