В течение последнего месяца две известные турецкие фирмы, Kemal Tanca и Telpa, получили правовую защиту от банкротства, чтобы не позволить своим кредиторам требовать все долги сразу.
В то время как телекоммуникационная компания Telpa и обувная компания Kemal Tanca работают в совершенно разных секторах, структурные проблемы, которые поставили их на грань банкротства, почти полностью совпадают.
Оба являются розничными торговцами, которые используют импортное сырьё и делают большую часть своих продаж в торговых центрах, где арендная плата взимается в иностранной валюте.
Напомним, что резкое падение турецкой лиры за последние два года, включая валютный кризис, который сократил её стоимость почти на 30% по отношению к доллару в 2018 году, значительно увеличило расходы в нацвалюте, в то же время уменьшая оборот и потребительские расходы. Это основная причина проблем обеих компаний.
Такого рода шок для оборота и расходов уже достаточно, чтобы поставить даже хорошо работающих ритейлеров в беду, но в Турции многие компании также попали в ловушку слишком быстрого расширения во время строительного бума, в течение которого были вовзведены десятков новых торговых центров.
Таким образом, положение дел Kemal Tanca и Telpa указывают на более широкую тенденцию, которая поразила розничный сектор Турции в целом, и обильные данные демонстрируют это для розничной торговли и для сектора услуг в более широком смысле.
Одним из самых ярких показателей является безработица. Последние данные, опубликованные государственным Турецким статистическим институтом (TurkStat), которые охватывают август, показывают, что безработица выросла на 980 тыс. в прошлом году. Большая часть этого роста – 474 тыс. человек приходится на сектор услуг. Это в три раза больше суммы, с которой сталкивается сектор строительства — самый проблемный в Турции.
Кроме того, в то время как такие фирмы, как Kemal Tanca и Telpa, страдали от курса лиры в течение последних двух лет, лидер в секторе услуг Турции — туризм — процветал. Иными словами, огромная волна безработицы, зафиксированная в сфере услуг, в значительной степени исходит от розничной торговли.
Между тем, показатели продаж были плохими в течение прошлого года, показав рост оборота впервые в сентябре. Рост инфляции на 2,7%, но поскольку многие сомневаются в цифрах правительства, этот очевидный рост тоже вызывает сомнения. Кроме того, краеугольные камни сектора, включая продукты питания, мебель и электротовары, продолжают сокращаться.
Расходы, связанные с использованием кредитных карт, очень значительный показатель, учитывая, что с 220 млн выпущенных карт, они превышают численность населения в четыре раза, также упал. В октябре расходы на кредиты составили 72 млрд лир (12,6 млрд долларов), снизившись с 81 млн лир в октябре 2018 года.
Учитывая, что оспариваемые официальные цифры устанавливают инфляцию на уровне 9%, эти цифры вместе взятые означают, что в реальном выражении розничный сектор сокращается.
И ещё более бурные дни, скорее всего, придут для розничного сектора, так как банки завершили подготовку к началу вызова плохих кредитов, которые, согласно недавнему анализу, могут достичь 7,5% от общего объёма кредитов к концу года.
Поскольку почти в 460 торговых центрах Турции работают около 500 тыс. человек, данные из них также имеют первостепенное значение для сектора.
Данные, опубликованные ассоциацией AYM, созданной инвесторами торговых центров, показывают, что в сентябре оборот торговых центров увеличился на 3,5%, по сравнению с предыдущим годом. Учитывая инфляцию, это опять же равносильно убытку.
Цифры показывают, что попытки правительства вдохнуть жизнь в рынки путём снижения процентных ставок по-прежнему наталкиваются на серьёзные трудности.
Хотя снижение процентных ставок, очевидно, является важным шагом к ослаблению давления на должников и увеличению расходов, этого явно недостаточно. Более важным параметром является падение доходов турецких домохозяйств.
Нет никаких признаков того, что падение доходов возобновится в ближайшие месяцы. Это, а также высокий уровень безработицы, являются самыми большими препятствиями для возрождения внутреннего рынка Турции.