В то время, как Турция готовится отметить 95-ю годовщину основания республики 29 октября, в политических кругах распространились слухи о том, что огромный новый аэропорт Стамбула, который будет официально открыт президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в тот же день, будет назван в честь президента.
По словам колумниста Ahval Зульфикара Догана, символизм такого шага очевиден для всех в Турции: если слухи верны, новый аэропорт Реджепа Тайипа Эрдогана заменит аэропорт города, названный в честь основателя республики, Мустафы Кемаля Ататюрка. «Это ознаменовало бы конец эпохи Ататюрка и начало эпохи Эрдогана», – указывает автор.
Он подчёркивает, что оппозиция уже решила не присутствовать на церемонии в знак протеста: впервые за 95 лет республиканской истории этот день будет отмечаться за пределами Анкары, столицы, выбранной Ататюрком. Вместо этого церемония состоится в Старой османской столице.
«Это уже шаг, который символически и политически знаменует конец эпохи. В довершение всего, Эрдоган перережет ленту на новом аэропорту, который будет одним из крупнейших в мире и который будет носить его имя», – подытоживает Доган.
Однако есть возможность, что аэропорт будет назван в честь Абдул-Хамида II, 34-го султана Османской империи, или Мехмета II, османского султана 15-го века, завоевавшего Стамбул.
«Каким бы ни было название аэропорта, поскольку высшие правительственные чиновники, судьи и дипломаты страны готовятся к празднованию первого Дня Республики, которое состоится за пределами Анкары, отсутствие политиков из оппозиции будет заметно», – пишет журналист.
Вместе с тем, наиболее поразительным будет отсутствие Девлета Бахчели, лидера ультраправой Партией националистического движения (ПНД) – союзницы правящей Партией справедливости и Развития (ПСР) Эрдогана, во время последних выборов и которая присутствовала на предыдущих мероприятиях, бойкотируемых другими лидерами оппозиции.
«Другими словами, на торжественном открытии аэропорта и праздновании Дня Республики 29 октября, которое состоится сразу после него, будут присутствовать только Эрдоган, его партия и её сторонники, и расколы, разделяющие турецкое общество, следовательно, будут расти всё глубже», – заключает Доган.