«Турецкая разведка вблизи греческих островов повышает риск разборок между странами»

| Ahval

По мере того, как Анкара расширяет свою деятельность по разведке энергии в районах, близких к греческим островам, эксперты предупреждают, что потенциал для военного столкновения с Грецией растёт.

Продолжающийся поиск Турцией энергетических ресурсов в Восточном Средиземноморье уже вызвал напряжённость в отношениях с Грецией, которая рассматривает турецкое бурение как посягательство на исключительную экономическую зону Кипра.

Турецкие буровые и сейсмические исследовательские суда работают в водах вокруг Кипра с начала этого года, и только на этой неделе министр энергетики Турции Фатих Донмез заявил, что буровой корабль «Явуз» начнёт буровые работы на новом участке Восточного Средиземноморья в ближайшие дни. Военно-морские корабли, поддерживающие эти турецкие буровые судна, провели учения в этом районе, демонстрируя военную мощь Турции.

Греко-турецкие отношения на протяжении десятилетий переживали регулярные кризисы из-за споров о морской юрисдикции, и близость их военных кораблей в спорных морях повышает риск конфронтации. В прошлом году турецкие и греческие суда береговой охраны столкнулись дважды, в результате чего греческий патрульный корабль был сильно повреждён.

Напряжённость в Эгейском море ослабла в последние месяцы, поскольку Турция сосредоточилась на разведке и исследовательской деятельности вокруг Кипра. Греция выступает против действий Турции, но не предпринимает прямого вмешательства, хотя и является государством-гарантом Республики Кипр.

Но отправив в августе сейсморазведочное судно Oruçreis в район близ Кастелоризо, греческого острова недалеко от турецкой средиземноморской провинции Анталья, Анкара повысила риск серьёзной конфронтации с Грецией.

Выступая на условиях анонимности, бывший греческий морской офицер сказал, что, скорее всего, Турция пересечёт «красную линию» Греции, если попытается вести экономическую деятельность, такую как бурение или сейсмические исследования в районе к югу от Кастелоризо.

Ответом Греции на такое нарушение было бы политическое решение, основанное на том, «насколько агрессивными будут действия Турции, но впервые я могу сказать, что военные варианты определённо находятся на столе», сказал он.

Действия Турции в Средиземном море и Эгейском море зависят от того, получит ли Министерство иностранных дел или военные преимущество в разработке своей политики, сказала Серхат Гювенч, профессор международных отношений Стамбульского университета Кадира Хаса.

«Министерство иностранных дел озабочено тем, чтобы отделить Кипр от Эгейского моря. Они предполагают, что если один конфликт будет разрешён, то другой будет положительно затронут. После 60 раундов поисковых переговоров по Эгейскому морю дипломаты почти решили, как решить Эгейские проблемы», — указала она.

Позиция турецких военно-морских стратегов гораздо более хищная.

«Военно-морской флот рассматривает Эгейское море и Средиземное море в целом. Таким образом, у них более жёсткий взгляд на этот вопрос. Они считают, что мы должны решить всё это (морские споры — ред.), если это необходимо, через столкновение», — уточнила Гювенч.

Растущая напряжённость в двух морях уже привела к конфронтации, и Греция и Европейский Союз рассматривают турецкую военно-морскую деятельность вокруг Кипра как незаконную.

Однако старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности, Галлия Линденстраусс считает, что Турция, скорее всего, будет проявлять больше осторожности в отношении греческих островов, и существуют механизмы предотвращения конфронтации между странами.

«Несмотря на провокации, время от времени, Турция, вероятно, будет проявлять большую осторожность в своей военно-морской деятельности по отношению к Греции, чем в непосредственной близости от Кипра, поскольку цена высока. Греция является не только членом ЕС, но и членом НАТО», — сказала она.

Турецкие военно-морские суда несколько раз блокировали партнёров Кипра от бурения вокруг острова в прошлом году, а в этом году обострили напряженность, проведя крупные военно-морские учения вблизи острова.

По мере того как Турция наращивала своё военное присутствие вокруг острова, Соединённые Штаты продвигали законодательство, которое позволит ей продавать оружие Кипру, а также наращивать военное сотрудничество с Грецией.

Эти шаги Вашингтона пришлись на спорный период в Восточном Средиземноморье и совпали с расширением разрыва в его отношениях с Турцией, которая встревожила своих союзников по НАТО, закупив российские системы противоракетной обороны в этом году.

Отношения между двумя странами также были ухудшены расходящейся политикой в Сирии, где Турция хочет убрать поддерживаемые США курдские ополчения от своих границ.

«На самом деле активизация американо-греческого оборонного сотрудничества отчасти является результатом кризиса в американо-турецких отношениях, и поэтому агрессивные шаги Анкары могут подтолкнуть ещё большее сотрудничество между Афинами и Вашингтоном», — добавила Линденстраусс.

По мнению учёной, военный конфликт между Турцией и Грецией маловероятен. Однако она считает, что Греция не должна полагаться на другие страны региона в случае возникновения конфликта.

«Это не оборонный альянс, и я также не ожидаю экстремальных действий Турции, поэтому помимо риторической поддержки и, возможно, символических совместных учений, я не вижу, чтобы они делали что-то ещё», — подчеркнула она.

Тем не менее, Греция, как представляется, на шаг опережает Турцию с её политической поддержкой в регионе.

Греция развила военные, экономические и политические отношения с Израилем и Египтом, значительными соперниками Турции, которые заключили энергетические соглашения с Кипром.

Афины также всё больше получают поддержку со стороны Вашингтона, который проводит двусторонние встречи с греческими официальными лицами для укрепления военного сотрудничества в Восточном Средиземноморье.

Таким образом, положение Турции осложняется её растущим чувством изоляции в регионе. Турция должна найти новых союзников для решения старых проблем.

Салим Кахраман