«Турции не хватает навыков, чтобы конкурировать в сегодняшней глобальной экономике»

| Ahval 200

Турция, как представляется, совершенно не готова к технологическому веку, поскольку её граждане сильно отстают в знаниях по ключевым техническим навыкам и более половины не заканчивают среднюю школу.

Проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) последнее исследование навыков взрослых позволило оценить уровень владения основными навыками обработки информации, включая грамотность, умение считать и решать проблемы в условиях, богатых технологиями, в 32 странах. Опрошенные с апреля 2014 по март 2015 года граждане Турции набрали значительно более низкие баллы по этим навыкам, чем люди с таким же уровнем образования в других странах.

Средний балл грамотности и счета в Турции более чем на 40 пунктов ниже, чем в среднем по миру, по данным ОЭСР, в то время как почти 80% 55-65-летних и более 50% 25-34-летних не имеют законченного среднего образования. Около 40% взрослых турок не имеют базовых навыков в области информационных и коммуникационных технологий, а 38% не имеют опыта работы с компьютерами или не имеют базовых навыков работы с ними.

Турция имеет третий самый низкий средний балл по грамотности и счету среди 32 исследованных стран.

«Взрослые, которые хорошо владеют навыками, измеренными в опросе, вероятно, смогут максимально использовать возможности, созданные технологическими и структурными изменениями, которые переживает современное общество. Те, кто борется с использованием новых технологий, больше рискуют проиграть», — говорится в докладе.

Математик Хусейн Озкан сказал, что владение базовыми навыками стало самым важным фактором, определяющим долгосрочное экономическое и социальное развитие страны.

«Благосостояние страны может быть улучшено лишь незначительно при посредственной системе образования и рабочей силе с посредственными навыками», — сказал он.

Правительство Турции в последние годы неоднократно заявляло, что повышение конкурентоспособности страны в новых технологиях и информационной экономике является приоритетом. Но многие жалуются на низкое качество системы образования, особенно в государственных школах. Данные Турецкого статистического института (TurkStat) за июнь 2019 года показывают, что 26% населения не имеют ни образования, ни работы.

«Без достижения значительного повышения уровня квалификации взрослого населения все экономические и административные меры, направленные на повышение производительности труда, будут иметь ограниченный эффект. Результаты опроса показывают, что повышение базовых навыков должно стать абсолютным приоритетом номер один для педагогов, образовательной бюрократии и политиков в Турции», — указал Озкан.

По данным ОЭСР, взрослые с уровнем грамотности 1 могут читать краткие тексты на знакомые темы и находить единую информацию, идентичную по форме информации, запрашиваемой в вопросе или директиве. В области счёта взрослые на уровне 1 могут выполнять основные математические процессы, которые включают подсчет, сортировку, основные арифметические операции и понимание простых процентов.

Опрос показывает, что 46% взрослых в Турции достигают только уровня 1 или ниже по грамотности и 50% достигают уровня 1 или ниже по счету.

На уровне 3 грамотности взрослые могут понимать и реагировать на длинные тексты, а также могут идентифицировать, интерпретировать или оценивать один или несколько фрагментов информации и делать соответствующие выводы с помощью текстов и риторических приемов, говорится в докладе ОЭСР.

В Турции только 12% взрослых имеют уровень грамотности 3, в то время как средний показатель в странах ОЭСР составляет 35%. Только 0,5% взрослых в Турции достигают двух самых высоких уровней владения языком (уровень 4 и 5) в области грамотности, что составляет менее одной двадцатой от среднего показателя по ОЭСР (11%).

В области счета страны-участницы имеют в среднем 32% на уровне 3 в области счета, что означает способность иметь хорошее чувство счёта и пространства, распознавать и работать с математическими отношениями, а также моделями и пропорциями, выраженными в словесной или числовой форме, в том числе интерпретировать и выполнять базовый анализ данных и статистики в текстах, таблицах и графиках. В Турции только 13% взрослых находятся на этом уровне, в то время как доля взрослых, достигших уровня 4 и 5 по счету, составляет 2%.

Только 1% взрослых турок владеют навыками на уровне 3, самом высоком уровне, в решении проблем в технологически богатой среде, в то время как средний показатель по ОЭСР составляет 5%.

С момента своего прихода к власти в 2002 году правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) сосредоточила усилия на увеличении доли населения с высшим образованием и достигла своей цели иметь по крайней мере один университет в каждой провинции страны. В 2010 году в Турции было 95 государственных и 54 частных университета. По состоянию на 2019 год, количество государственных университетов увеличилось до 129, в то время как количество частных университетов возросло до 73. По последним официальным данным, число студентов, обучающихся по четырехлетним университетским программам, составляет 4,4 млн человек.

Однако результаты обследования ОЭСР ставят под сомнение окупаемость инвестиций Турции в высшее образование с точки зрения создания человеческого капитала, способного удовлетворить потребности меняющегося рынка труда.

Одним из способов измерения вклада высшего образования в рынок труда является сравнение результатов высшего и низшего образования взрослых. «Высшее образование гораздо менее тесно связано с высоким уровнем владения языком в Греции, Литве и Турции», — говорится в докладе. Существуют относительно небольшие различия в уровне владения языком между взрослыми с высшим и низшим образованием.

Другим показателем является разница между навыками обработки информации у молодых и пожилых людей.

«В отличие от профиля, найденного в большинстве стран, в Литве, Словении и Турции, по-видимому, очень мало улучшается уровень владения языком в возрасте от 16 до 30 лет. Эту закономерность можно объяснить различными факторами, начиная от уровня поступления в высшие учебные заведения и заканчивая качеством образования, а также тем, в какой степени предшествующие годы на рынке труда способствуют развитию навыков обработки информации», — говорится в докладе.

Между тем, гендерные различия в уровне владения навыками обработки информации являются одними из самых сильных в Турции среди всех обследованных стран и экономик, особенно среди пожилых людей, свидетельствуют результаты ОЭСР.

Гекхан Гелишен, академик Стамбульского университета Бахчешехир, является одним из авторов статьи 2017 года, в которой отмечается, что опрос ОЭСР является единственным надёжным источником знаний о навыках взрослых в Турции.

Гелишен сказал, что хотя опрос показывает мрачную картину для Турции, он также даёт важное представление о том, что необходимо для повышения конкурентоспособности экономики в будущем. Турция должна немедленно принять меры по повышению квалификации взрослого населения и всего общества, сказал он.

«Единственный способ улучшить эти результаты — изучить текущие дебаты и практику в странах с лучшими результатами и быстро реализовать необходимую политику», — заключил Гелишен.

Диджле Есийок