Турецкие представители присоединились к саммиту Организации Объединённых Наций по изменению климата (COP25), который начался в Мадриде 2 декабря, в то время как в Турции есть некоторый общественный интерес к этому вопросу, с момента подписания исторического Парижского соглашения по климату в 2016 году был достигнут незначительный прогресс.
Во многих случаях Турция, как представляется, идёт в обратном направлении в отношении климатического кризиса. Турция ещё не ратифицировала соглашение 2016 года, и она продолжает активно использовать угольные электростанции, продвигая строительные мегапроекты, которые стали отличительной чертой правления Партии справедливости и развития (ПСР).
В прошлом месяце ПСР и её партнёры по коалиции представили законопроект, который отсрочит введение требований к фильтрам для угольных электростанций на два года.
Этот шаг был поддержан дружественными сообщениями в связанных с правительством средствах массовой информации. Репортёр CNN Türk посвятил несколько минут выпуску новостей, чтобы объяснить негативное влияние законодательства на турецкую общественность, заявив, что оно оставит 500 тыс. человек без электричества на 10 дней, приведёт к 12 тыс. отменам на линиях метро и ударит по производству.
Доклад вызвал обвинения в манипулировании СМИ и научной неграмотности, а реакция общественности привела к тому, что президент Реджеп Тайип Эрдоган наложил вето на законопроект.
Но рассуждения, используемые в новостях, показывают тенденцию в Турции отдавать приоритет экономическим проблемам над окружающей средой.
Это связано с подходом Анкары к Парижскому соглашению по климату, которое она до сих пор отказывалась ратифицировать. Когда Турция подписала Рамочную конвенцию Организации Объединённых Наций об изменении климата в 1992 году, она была отнесена к категории развитых стран, включённых в приложение 1, исходя из её политической и стратегической значимости, а не уровня экономического развития. Прежде чем ратифицировать соглашение, турецкое правительство потребовало понижения его статуса до более низкого уровня, что позволило бы ему воспользоваться поддержкой, предоставляемой развивающимся странам.
В то же время она установила крайне ограниченные целевые показатели сокращения выбросов углерода с обещанием 21%-го снижения прогнозируемых уровней, что значительно ниже 40-процентного порога достаточности, обсуждавшегося на конференции COP21 в Париже.
Главной проблемой для Турции в выполнении Парижского соглашения является её зависимость от угольных электростанций, которые в 2018 году произвели 37,3% электроэнергии страны. Несмотря на свои и без того мягкие обещания на Парижской конференции, Турция намерена ещё больше увеличить использование угля в попытке увеличить свои внутренние поставки энергии.
Это происходит в конце десятилетней тенденции, свидетельствующей об увеличении использования ископаемых видов топлива. В докладе базы данных по выбросам за 2018 год для глобальных атмосферных исследований показано, что выбросы ископаемого CO2 в Турции почти утроились с 1990 по 2018 год, в то время как в странах Европейского Союза они сократились на пятую часть.
Этот подъём происходил на протяжении десятилетий, в течение которых Турция переживала периоды быстрого экономического роста, особенно при правлении ПСР с 2002 года.
Этот рост в значительной степени был вызван строительным бумом, в том числе гигантскими инфраструктурными проектами правящей партии, и они также получили широкую критику за их воздействие на окружающую среду. В недавнем докладе турецкой Ассоциации защиты лесов утверждается, что для строительства нового аэропорта Стамбула было вырублено в общей сложности 13 млн деревьев, хотя в докладе о воздействии проекта на окружающую среду прогнозируется, что будет вырублено 2,5 млн деревьев.
Поскольку в Турции продолжается длительный и болезненный экономический кризис, маловероятно, что правительство будет уделять значительное внимание экологическим проблемам. Уровень безработицы в Турции составляет 13,9%, и аналитики указывают на экономику, чтобы объяснить плохую работу ПСР на местных выборах в этом году. В этих условиях трудно представить, чтобы проблемы климата стали приоритетными.
Когда в прошлом году страна перешла от парламентской к исполнительной президентской системе управления, Министерство развития, которое отвечало за устойчивое развитие и изменение климата, было упразднено.
Турция ещё не создала национальный координационный совет, предусмотренный резолюцией ООН «Трансформация нашего мира: повестка дня на период до 2030 года», которую она подписала в 2015 году, оставив себя без ключевого органа, призванного интегрировать экологическую политику в свою внутреннюю повестку дня и достичь согласованности политики. Не говоря уже о каких-либо обещаниях в отношении торговли выбросами и изменения климата, турецкие делегации воздерживаются от каких-либо комментариев по этому деликатному и сложному вопросу на любой международной площадке.
С другой стороны, экологические проблемы вызвали значительный общественный интерес в течение последнего десятилетия, когда крупные антиправительственные демонстрации, вызванные в 2013 году мелкомасштабным протестом по поводу реконструкции Стамбульского парка, и тысячи людей стекаются в горы Каз в западной Турции, чтобы выступать против проекта добычи полезных ископаемых в этом году.
Но турецкие СМИ, которые, по оценкам «Репортёров без границ», в подавляющем большинстве находятся под контролем связанных с правительством компаний, не обеспечивают плодородной почвы для того, чтобы этот общественный интерес воплотился в политику.
Глобальные движения, такие как Fridays for Future, основанные шведской активисткой по климату Гретой Тунберг, практически не освещались в основной прессе Турции. Сама Тунберг стала мишенью турецкой газеты, когда она подала жалобу на Турцию за то, что республика не придерживалась целей в области выбросов, которые она объявила на Парижской конференции. Турецкая газета Sabah назвала её «проектной девушкой» и заявила, что она — часть тайной программы, которая служит глобальному заговору против Турции.
Тем не менее Турция входит в число стран, наиболее глубоко затронутых изменением климата. Экстремальные погодные явления, связанные с изменением климата, такие как внезапные наводнения и тепловые волны, часто происходят в Турции. Согласно отчёту об управлении рисками, подготовленному министерством окружающей среды и урбанизации в сотрудничестве с ПРООН и Глобальным экологическим фондом в 2013 году, за последнее десятилетие эти мероприятия более чем удвоились.