Проправительственная газета Sabah в пятницу сообщила, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в четверг объявил о начале правовых реформ, в связи с чем в будущем граждане Турции получат «больше свобод и прав».
По словам газеты, в рамках данного пакета реформ планируется укрепить права граждан Турции на справедливое разбирательство и свободу слова.
Никто из жертв продолжающихся чисток, охоты на ведьм и законных репрессий правящей Партии справедливости и развития (ПСР), не воспринял «хорошие новости» всерьёз.
Однако, если ПСР действительно намерена смягчить безжалостное преследование критиков, прокатившееся по всей стране после переворота, — это может означать отсрочку для Огуза Хаксевера, ведущего проправительственного новостного канала NTV, допустившего ужасную ошибку во время репортажа в понедельник.
Сотни журналистов на протяжении многих лет подвергались критике со стороны проправительственных СМИ в связи с их позицией по отношению к ПСР, а на этой неделе журналист Седеф Кабаш, один из свыше 12 тыс. человек, привлечённых к ответственности за оскорбление Эрдогана, был приговорён к лишению свободы сроком на 11 месяцев. Но в то время как они, как правило, сталкивались с давлением за свою критическую позицию по отношению к правительству, за конкретные высказывания или сообщения в новостях, или за их предполагаемое членство в запрещённых группах, Хаксевер оказался на линии огня исключительно случайно.
Хаксевер, как отметил на этой неделе обозреватель левой газеты BirGün Доган Тилич, зарабатывал на жизнь, беседуя с представителями правительства, задавая простые вопросы, призванные создать иллюзию объективности. Однако, когда его микрофон не выключили после окончания репортажа, это предоставило зрителям редкую возможность стать свидетелями неосмотрительного высказывания мнения заслуженным ведущим.
Он выразил отвращение к трансформации Яссияда в Мраморном море, который ПСР превратила из некогда зелёного оазиса в остров, покрытый бетонными зданиями.
Его слова, казалось, явно были адресованы Эрдогану, который в понедельник посетил остров. Но в извинениях, которые Хаксевер был вынужден принести из-за своего промаха, журналист заявил, что он критиковал подрядчиков, занимавшихся строительством проекта, а не президента, который дал им добро.
В своей колонке Тилич написал, что унижение от извинений меркнет на фоне мучений от продвижения правительственной линии неделю за неделей, прикрываясь объективной журналистикой.
Отличной иллюстрацией этому является ситуация, возникшая на прошлой неделе, когда ведущий CNN Türk Ахмет Хакан представил необоснованные заявления правительства о том, что местные выборы 31 марта были украдены, задавая непредвзятые вопросы Экрему Имамоглу, кандидату в мэры от основной оппозиции, которому нужно вновь повторить свою победу на повторном голосовании 23 июня, чтобы претендовать на Стамбульский мандат.
Имамоглу на этой неделе появился на другом проправительственном канале, где три журналиста активно пытались сбить его с толку и уличить во лжи.
В конце концов, высказывания мэра во время интервью были относительно неважными, поскольку наибольший эффект произвели видеокадры, представленные проправительственной группой «Пеликан», которые были смонтированы так, как будто Имамоглу просит лидеров запрещённых организаций управлять Стамбулом вместе с ним.
Имамоглу на следующий день подвергся очередной атаке СМИ после того как попытался объяснить молодому человеку в Стамбуле, что его слова были искажены в клипе. Разговор накалился, и к концу Имамоглу похлопал по щеке молодого человека — сторонники ПСР заявили, что это была пощёчина.
Со стороны кандидата от Народно-республиканской партии (НРП) было неразумно втягиваться в конфронтацию, и ему следовало воздерживаться от физического контакта, учитывая, насколько напряжённым стал спор. Более того, вполне вероятно, что СМИ, близкие к турецкой оппозиции, воспользовались бы подобным инцидентом аналогичным образом.
Помимо этих случаев, кампания в СМИ, проводимая правящей партией, относительно скучна, по сравнению с язвительностью, направленной на оппозицию до выборов, прошедших в Турции 31 марта. За три месяца до местных выборов проправительственные газеты заявляли, что оппозиционная партия заключила союз с террористами.
В ходе накалившейся перепалки с Имамоглу, молодой человек сказал, что НРП следует запретить посещать похороны погибших солдат. Именно на одних из похорон, прошедших после выборов 31 марта, разъярённая толпа напала на лидера НРП Кемаля Кылычдароглу, скандируя обвинения в СМИ, связывающие его партию с курдскими боевиками, убившими солдат.
Надо сказать, что такие приёмы и видео, которые были выложены на этой неделе, будут поддерживать имидж НРП как предателей среди тех слоёв общества, которые на это реагируют, но вряд ли смогут мотивировать или завоевать голоса избирателей, которые явно не были впечатлены этой стратегией в первый раз.
Таким образом, правящая партия, похоже, придерживается гораздо более умеренной стратегии. Первые страницы газет, посвящённые предстоящим перевыборам, можно пересчитать на пальцах. Демонизация оппозиционных деятелей пошла на спад. На самом деле журналисты серьёзно относятся к сообщениям о том, что СМИ, выступающим за ПСР, было приказано вообще не называть Имамоглу по имени.
Конечно, это связано с целенаправленными усилиями изобразить противника, - которого только логически можно назвать кандидатом от НРП — «вором», «укравшим» выборы в Стамбуле 31 марта. Но, внушая своим последователям необходимость проведения повторного голосования в Стамбуле, ПСР на этот раз, похоже, выбирает более сдержанную стратегию в СМИ.
А Эрдоган, который перед местными выборами почти постоянно присутствовал на телевизионных экранах, похоже, на этот раз отошёл в тень, занявшись вопросами, более подходящими для президента.
В этой связи стоит упомянуть правовые реформы, объявленные на этой неделе, а также некоторые позитивные сдвиги в натянутых отношениях Турции с Соединёнными Штатами, способствовавшие значительному повышению курса лиры после нескольких месяцев падения.
Это важный переход от риторики «вопроса выживания» и клеветнической тактики, которую правящая партия использовала до 31 марта, к позиции, подчёркивающей позитивный вклад ПСР в развитие Турции. Для очень многих избирателей этот вклад не подлежит сомнениям и, вероятно, перевешивает многие недавние страдания, которые им причинила ПСР. Это может иметь решающее значение 23 июня.