Поляризация в Турции, достигшая пугающего уровня после прихода к власти в 2002 году Партии справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана, вызвала нарастающую напряжённость и политическое насилие, которые могут привести к гражданской войне, говорилось в двух аналитических статьях, опубликованных в среду.
В рамках правления Эрдогана в Турции значительно распространилась политическая тенденция, при которой менее образованные массы стремятся навязывать «другим» свои взгляды или наказать их при помощи насилия, пишет Бурак Бекдил, сотрудник Ближневосточного форума.
Он напоминает, что разгневанные сторонники ПСР в сентябре 2015 года напали на офис крупнейшей турецкой газеты Hürriyet, разбив окна палками и камнями, из-за её критики в адрес властей. Месяцем позднее на известного обозревателя газеты Hürriyet Ахмета Хакана было совершено нападение возле его дома.
Через год Управление по делам религии Турции (Diyanet) призвало создать молодёжные подразделения в 45 тыс. мечетях страны, а проэрдоганская группа под названием «Алп-эреновские очаги» (Alperen Hearths) пригрозили применить насилие против участников ежегодного гей-парада в Стамбуле.
По словам Бекдила, такая агрессивность только усилилась после того, как Высшая избирательная комиссия Турции (ЦИК) аннулировала результаты голосования мэра Стамбула, прошедшего 31 марта, которое проиграла ПСР, и назначила повторные выборы на 23 июня. Сторонники Эрдогана чуть не линчевали лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу на похоронах турецкого солдата, а члена ПСР, который ударил его, впоследствии назвали героем.
Автор также указывает, что несколько турецких журналистов в мае подверглись нападению и избиению, в том числе известный обозреватель Сабахаттин Онкибар.
Согласно Глобальному индексу миролюбия 2019 года, опубликованному в среду аналитическим центром Института экономики и мира, Турция — единственная страна в Европе, самом мирном регионе мира, которая входит в число 50 наименее миролюбивых стран в мире. Позиция Турции среди 163 стран, включённых в исследование, сместилась на 152 со 149 в прошлом году. Результаты исследования показывают, что Турция отличается от европейских стран высоким уровнем политического подавления, включая политические заключения, похищения и пытки, хотя в стране зафиксирован самый низкий показатель терроризма в регионе.
«Турцию нельзя сравнивать с Данией или Норвегией в плане политической зрелости, терпимости и культуры, но она оказалась на опасной грани, преступив которую она станет похожа на одного из своих соседей на юге или на востоке», — отмечает аналитик.
В статье в National Interest бывший профессор международных отношений в колледже в Чарльстоне Али Демирдас написал, что Эрдоган и ПСР принимают ответные меры в связи с очевидной потерей политической поддержки, и агрессия может возрасти, если партия снова проиграет выборы в этом месяце.
По словам Демирдаса, экономические проблемы Турции и давление, связанное с размещением около 3,6 млн сирийских беженцев, усилили социальную и политическую напряжённость. В случае победы ПСР, в Турции может возникнуть массовое движение протеста похожее на протесты в парке Гёзи в 2013 году, члены которого попытаются оспорить легитимность правящей партии.
«Победа правящей партии в Стамбуле может спровоцировать социальные беспорядки по всей стране, которые государство не сможет контролировать», — подчёркивает аналитик.
Если победит кандидат от НРП Экрем Имамоглу, оппозиция может потребовать досрочных выборов, проведение которых не планируется до 2023 года. Если бы Эрдоган проиграл президентские выборы, это, по словам Демирдаса, привело бы к долгому и болезненному процессу замены глубоко укоренившихся сторонников ПСР на представителей оппозиции.
«Такой переход, несомненно, вызовет насилие между противоборствующими слоями общества, ведущее к ожесточённой гражданской войне. Турецкое общество никогда не было столь поляризованным. Политики и видные деятели должны придумать как достичь гармонии, прежде чем общество поглотит себя изнутри», — указывает Демирдас, задаваясь вопросом, как проэрдоганские генералы, начальники полиции и сотрудники разведки отреагируют на другого президента и попытаются ли они помешать ему прийти к власти.