Военная операция Турции в Сирии стала катастрофой общественных отношений в глобальном масштабе.
Она стала причиной обвинения турецкого правительства в геноциде, этнической чистке, мародёрстве и поддержке терроризма со всех сторон и вызвала осуждение, которое редко бывает направлено даже против самых злостных нарушителей прав человека.
При чём реакция турецких официальных лиц не изменила эти представления за рубежом.
Между тем, риск того, что воинственные заявления со стороны правительственных чиновников могут поднять недоброжелательность к Турции ещё выше, всегда присутствует.
Слово, давно сопровождающее в социальных сетях турецкую операцию «Источник мира» — геноцид. Оно очень много использовалось врагами Турции, чтобы собрать поддержку против операции, и это сработало. Заголовки в крупных новостных изданиях кричали об опасениях геноцида в северной Сирии со дня начала операции, и американский сенатор занялся этим делом в Конгрессе, используя тот же термин.
Это оказалось тяжёлым испытанием даже для турецких чиновников, постоянно подчёркивавших, что их операция направлена против вооружённой группировки, которую они считают террористами, а не против курдских жителей региона. Более того, именно Соединённые Штаты поддерживали Демократические силы Сирии (SDF), несмотря на возражения Турции в течение многих лет, и чья противоречивая политика, отмечает Лара Селигман, привела к сегодняшнему хаосу.
Однако конечным результатом является то, что именно Турция сейчас ассоциируется во всём мире с геноцидом. В прошлый вторник, когда Палата представителей США подавляющим большинством голосов проголосовала в поддержку внесения резолюции, не имеющей обязательной силы, признающей массовые убийства армян, в последние дни существования Османской империи, геноцидом, этот вопрос был поставлен ещё значительней.
Реакция на эту резолюцию в Турции была относительно приглушённой, и Эрдоган посвятил всего несколько минут в своей речи в минувшую среду. Газеты избегали этого вопроса на своих первых полосах.
Бретт Макгарк, бывший посланник, возглавляющий коалицию против ИГИЛ (запрещена в РФ), заявил, что стратегия, которую они построили вокруг SDF, была разрушена. Макгарк во всеуслышание осудил операцию и вывод американских войск, который подстегнул её, и в тот день, когда турецкие войска перешли границу, бывший посланник опубликовал в Тwitter запись о том, что Турция поддерживала ИГИЛ, по крайней мере, молчаливо.
Это стало ещё одним общим обвинением против Турции, особенно после того, как лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади был убит в американской операции всего в пяти км через границу Турции с Сирией.
Американские официальные лица сейчас расследуют, существуют ли связи между турецкой разведкой и ИГИЛ, пишет обозреватель Bloomberg, Эли Лейк. Независимо от того, найдут ли они какие-либо конкретные связи, может быть несущественно: похоже, формируется консенсус о том, что Турция финансировала и сотрудничала с ИГИЛ, в основном на основе показаний пленных джихадистов и косвенных доказательств, связанных с пограничной политикой Турции на протяжении всего сирийского конфликта.
Это линия, которую уже давно занимают сепаратистки настроенные курдские активисты, турецкие чиновники, очищенные от своих предполагаемых связей с запрещённым движением Гюлена, враги Турции в Египте и Персидском заливе и проасадовские антиимпериалистические левые.
Даже Al Jazeera, принадлежащая самым сильным региональным союзникам Турции в Катаре, осудила Анкару своим негативным освещением военной операции. Это спровоцировало ответный удар со стороны турецкого государственного TRT World, который обвинил катарскую сеть в представлении ложного рассказа «о том, что Турция стремится оккупировать землю ради экспансионизма, и что цели Турции соответствуют целям экстремистов».
Турецкие официальные лица, несомненно, будут продолжать жаловаться на несправедливое отношение, которое они получают от всех за пределами своих собственных границ, и это может укрепить менталитет осады, который Эрдоган культивировал в последние годы, но большая часть остального мира уже приняла решение о военной операции.
Последствия этого уже становятся очевидными: в прошлый вторник Палата представителей США также подавляющим большинством проголосовала за законопроект о введении санкций в отношении Турции, и лидер большинства в Сенате Митч Макконнелл, который выразил опасения по поводу введения санкций, будет испытывать давление, как только голосование поступит в Сенат.
Если законопроекты о санкциях будут приняты, это может означать серьёзный и долгосрочный ущерб экономике Турции, а также меры, лично направленные против Эрдогана и министров.