По мере роста напряжённости между Турцией и Россией из-за ситуации в сирийском Идлибе, каждая сторона обвиняет другую в срыве соглашений о деэскалации, которые должны были предотвратить разрушительный конфликт, вспыхнувший в провинции.
В ответ на обвинения России в том, что она этого не сделала, Турция настаивает, что выполнила все свои требования по созданию и обеспечению соблюдения зоны деэскалации в Идлибе, согласованные в рамках Астанинского мирного процесса.
Соглашение о деэскалации якобы было призвано стабилизировать ситуацию в провинции и предотвратить войну между сирийским режимом и доминирующей в Идлибе группировкой джихадистов «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России).
Россия и Турция также достигли дополнительного соглашения о прекращении огня в сентябре 2018 года, в соответствии с которым на последнюю была возложена исключительная ответственность за сдерживание ХТШ и создание буферной зоны в регионе.
Анкара опасается, что массовое перемещение населения, вызванное наступлением режима в Идлибе, приведёт к тому, что в Турцию прибудет ещё миллион беженцев. До сих пор это последнее поддерживаемое Россией наступление режима с тех пор, как оно началось в декабре. Турция предупреждает, что если наступление не будет остановлено до конца февраля, то она ответит военной силой против режима и поддержит его риторику, направив подкрепление сил с тяжелым вооружением.
Аналитики, с которыми консультировался Ahval, объяснили, как Турция и Россия не смогли выполнить свои договоренности в Идлибе.
«Турция не выполнила свои обязательства по астанинскому соглашению», — заявил профессор Джошуа Лэндис, директор Центра ближневосточных исследований университета Оклахомы.
Он отметил, что в соответствии с соглашением от сентября 2018 года Турция должна была содействовать возобновлению работы ключевых автомагистралей в Идлибе и организовать вывод ХТШ из запланированной демилитаризованной зоны вместе с их тяжёлым вооружением.
По словам Лэндиса, это не только не было сделано, но группа «продолжала обстреливать районы Алеппо и сирийские войска из этой зоны».
В январе 2019 года ХТШ даже смогла закрепиться в Идлибе, укрепив своё господство над стратегически важной провинцией, когда поддерживаемые Турцией сирийские ополченцы сдали им территорию после чуть более недели боев.
Следовательно, Турция не только не сдерживала ХТШ, но даже не препятствовала расширению этой группы.
Однако не только Турция виновата в разворачивающемся кризисе в Идлибе.
«Очевидно, что ни одна из сторон не соблюдает дух или букву соглашения. Россия поддержала наступление сирийского правительства, которое захватило большую часть предполагаемой зоны деэскалации в Идлибе, а до этого захватило все другие зоны деэскалации, о которых они договорились. Перемирие не должно действовать таким образом», — указал Арон Лунд, сотрудник The Century Foundation.
Лунд считает, что трудно определить, кто больше виноват, поскольку между Анкарой и Москвой могут быть дополнительные нераскрытые соглашения «и поскольку мы не знаем содержания и тона переговоров, которые там велись».
Кроме того, он сомневается, что существует объективный ответ на вопрос о том, кто больше виноват, поскольку это, прежде всего, не вопрос о том, что две державы добросовестно следуют своим соглашениям. Вместо этого речь идёт о двух державах, использующих своё письменное соглашение в недобросовестных целях для «продвижения своих собственных интересов в конфликте, который имеет больше отношения к военной и политической власти, чем к интерпретации соглашения».
Соглашением, добавил он, также злоупотребляли и оно нарушалось с тех пор, как оно было написано Россией и Турцией, находившими способы «игнорировать его, когда они хотели».
«Теперь они больше не хотят», — заключил он.
Димитар Бечев старший научный сотрудник Атлантического совета также не верит, что обе стороны выполнили свои обещания.
«Турция в значительной степени не смогла разоружить ХТШ, которые после первоначального соглашения между (президентом России Владимиром — ред.) Путиным и (президентом Турции Реджепом Тайипом — ред.) Эрдоганом сумели захватить больше земли», — сказал он.
Поэтому аналитик возлагает вину на всех участников процесса, но «в конечном счёте, именно Башар Асад и русские вызвали кризис (который многие предсказывали с самого начала)».
Кайл Ортон, независимый аналитик по Ближнему Востоку, также отметил, что ни одна из сторон не выполнила своих обязательств, но добавил, что Турция «никогда не смогла бы этого сделать», потому что ХТШ слишком укрепилась в Идлибе, чтобы Турция могла выкорчевать её.
Это, по его словам, было сделано специально.
«Россия и Иран заключили это соглашение с Турцией, чтобы успокоить идлибский фронт, в то время как они ликвидировали каждую из других зон деэскалации», — добавил Ортон.
Этими зонами были Деръа и Восточная Гута, обе из которых режим Асада отбил в 2018 году.
«Дипломатическая ангажированность притупила протесты Турции по поводу Деръа, Восточной Гуты и всего остального», — сказал Ортон.
В заключение он отметил, что нынешняя ситуация была неизбежна, поскольку режим Асада и его российские и иранские сторонники твёрдо намерены отвоевать всю Сирию, а возможности России направлять события на местах ограничены.